Алгоритм чистки зубов для детей – Алгоритм чистки зубов в детском саду в картинках
Алгоритм чистки зубов в детском саду в картинках
Даже в таком простом действии, как чистка зубов можно совершать ошибки, если с раннего детства нет чёткой базовой основы знаний. Картинки с алгоритмами чистки зубов в детском саду, представленные в этой статье, помогут сохранить зубы здоровыми.
Смотрите на картинки и учитесь правильно чистить зубы!
Простые картинки для дошкольников.
Чистим зубы правильно.
Девочки и мальчики, не забывайте чистить зубки!
Для детского сада.
Полезные советы от Зубной Феи.
Картинки.
Дополнительные советы в картинках.
Алгоритм от врача.
pickimage.ru
Чистка детских зубов от 0 до 6 лет. Особенности, правила, методика и техника
ПРАВИЛА ЧИСТКИ ДЕТСКИХ ЗУБОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ. ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА
Добрый день, сегодня мы узнаем про правила чистки детских зубов в возрасте от 0 до 6 лет, а также рассмотрим основные методики и техники, которые рекомендуют использовать стоматологи в процессе ухода за ротовой полостью.
Молочные зубы должны быть здоровыми, чтобы тщательно пережевывать пищу, правильно разговаривать, и снизить риск появления проблем с постоянными зубами.
Молочные зубки очень уязвимы перед действием кариесогенных факторов. Питание крохи богато углеводами, в которых бактерии активно размножаются. В условиях недостаточной гигиены они оседают на зубном налете и выделяют в процессе своей жизнедеятельности органические кислоты, которые вызывают деминерализацию эмали. Если учесть, что на первом году жизни крохи практически не употребляет твердую пищу (значит отсутствует естественная механическая очистка), то увеличивается риск раннего возникновения кариеса молочных зубов. А запущенная инфекция может распространиться не только на соседние молочные зубы, но и на зачатки постоянных зубов.
КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ДЕТЯМ. ОБЩИЕ ПРАВИЛА И МЕТОДИКИ ЧИСТКИ
Но не стоит забывать, что бактерии в ротовой полости ребенка, размножаясь, повышают риск развития стоматита, отита, ангины, тонзиллитов и фарингитов. Поэтому чистку молочных зубов нужно включить в обязательные ежедневные гигиенические процедуры.
ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ ДЕТСКИХ ЗУБОВ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
Правила чистки зубов зависят от возраста ребенка и от его индивидуальных особенностей.
Обучение детей правильной чистке зубов условно можно разделить на 3 этапа:
— До 1,5 лет: символические процедуры, направленные на то, чтобы приучить кроху к гигиене полости рта и ознакомить его с этой процедурой.
— С 1,5 лет до 3-х лет: отработка правильных движений при чистке зубов.
— С 3-х лет: постепенное приучение ребенка к самостоятельной тщательной чистки зубов (под контролем родителей).
1. КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ РЕБЕНКУ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1,5 ЛЕТ. ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ
Чистить зубы малышу большинство стоматологов рекомендует сразу после появления первых молочных зубов. Согласно графику прорезывания молочных зубов, первые резцы появляются в среднем в 6 месяцев.
Многие родители задаются вопросом зачем детям в 6-7 месяцев нужно чистить зубы. Дело в том, что гигиена полости рта ребенка в таком возрасте – это не только поддержание чистоты, но прежде всего начало прививания привычки ухода за своими зубами, а также профилактика стоматита и «бутылочного» кариеса.
Причиной стоматита – распространенной у грудничков инфекции, могут стать остатки молока во рту или грязь, попавшая в рот малыша, например, с соской, погремушкой через поцелуи родителей и т.д.
Даже в грудном молоке содержится сахар, который может ослабить и даже разрушить неокрепшую эмаль зуба. Развитие раннего детского кариеса может вызвать кормление ребенка перед сном или во время сна бутылочкой с молоком или соком.
Как ухаживать за зубами и за ротовой полостью детей до 1 года
В этот период у малыша только начинают прорезываться молочные зубки. Чистить зубы годовалому ребенку нужно предельно аккуратно. Десны малыша очень мягкие, а зубы хрупкие. К тому же, при прорезывании зубов, десны воспалены, вокруг режущегося зубика образуется настоящая ранка, и можно случайно повредить десну и занести туда инфекцию.
Терпеливо и настойчиво следует приучать малыша положительно относиться к гигиене полости рта, что очень важно для здоровых и крепких зубов в будущем. Наши задачи в этом возрасте – научить кроху открывать рот по требованию для ухода за зубами без негативных эмоций, и аккуратно массировать десна, что уменьшает боль при прорезывании зубов и улучшает кровообращение слизистой десен.
В возрасте до 1 – 1,5 лет протирать прорезавшиеся зубы, десна и язык стоматологи рекомендуют дважды в день (утром и вечером).
Полость рта и языка ребенка до года можно чистить:
— стерильной марлей (марлевым тампоном или бинтом). Но НЕ ватой!
Марлю или бинт можно увлажнить теплой кипяченой водой, специальными пенками для ухода за зубами и деснами малышей от 0 лет, содовым раствором либо отваром ромашки (коры дуба и других трав).
— специальными одноразовыми стоматологическими или дентальными салфетками и салфетками-напальчниками с ксилитом.
Специальные салфетки для чистки зубов и ротовой полости, пропитанные безопасным антисептиком и экстрактами трав. Они подходят для очистки зубов и всей полости рта. Обладают местным противовоспалительным, противоотёчным и антисептическим действием. Такие салфетки продаются в аптеках и подходят для детей 0+.
— силиконовой щеткой-напальчником (похожа на резиновый колпачок с силиконовыми щетинками, который взрослый одевает на палец) или силиконовой зубной щеткой с диском безопасности.
Для чистки зубной щеткой с обычной щетиной ребенок еще слишком мал.
Силиконовую щетку и марлю (бинт) можно смачивать:
— в обычной теплой кипяченой воде,
— в содовом растворе (на 200 мл кипяченой воды – 1 ч.л. соды),
— в травяном настое (ромашка, кора дуба, шалфей, зверобой, календула),
— или со специальными пенками (можно приобрести в аптеке).
Такие пенки обладают бактерицидным, обезболивающим и противовоспалительным эффектом, также они повышают устойчивость малыша к инфекциям.
В этом возрасте нежелательно использовать зубные пасты, простой чистой воды будет достаточно.
Как протирать полость рта малыша марлей или специальными гигиеническими салфетками
Начинать чистить зубы ребенку лучше всего через 30-40 минут после утреннего и вечернего кормления (грудью, смесью, пюре). Прежде всего, мама или папа должны тщательно вымыть руки с мылом. Малыша укладываем на колени, головой ближе к своей груди или берем на руки так, чтобы хорошо видеть ротовую полость.
При осуществлении гигиены марлей или бинтом. Оборачиваем свой указательный палец марлевой полоской, сложенной в несколько слоев, и смачиваем палец по выбору: в теплой кипяченой воде, в содовом растворе, в травяном отваре либо наносим специальную пенку.
Если чистим зубки стоматологической салфеткой, то её смачивать в воде или других средствах не нужно.
Далее легкими аккуратными движениями протираем прорезавшиеся зубки со всех сторон (по направлению сверху от десны вниз), а также нежными круговыми движениями прочищаем беззубую десну и поверхность языка (по направлению от корня к кончику).
Другая альтернатива – это применение специальных щеток с силиконовыми щетинами
Начиная с возраста 7-8 месяцев можно смело чистить зубы и десна ребенку силиконовой щеткой. Они могут быть в виде щетки с силиконовыми щетинами с диском безопасности на ручке или пальчиковой зубной щетки с силиконовыми щетинами. Они мягкие, эластичные и не повреждает слизистую оболочку ротовой полости малыша. Такими силиконовыми щетками удобно прочищать и массировать десна и зубки малышам.
2. КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ РЕБЕНКУ ОТ 1,5 ДО 2 ЛЕТ. ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ
Главными задачами гигиены ротовой полости после полутора лет являются очищение зубов от налета и отработка правильных движений при чистке зубов.
В этом возрасте стоит постепенно приучать ребенка к зубной щетке. Поэтому пора переходить от протирания ротовой полости марлей или салфетками, к чистке зубов при помощи щетки с ручкой. Отлично для этих целей подойдет щетка с силиконовой щетиной с ограничителем. Такая щетка будет удобна родителям. И малыш сам может её держать в ручке и грызть, массируя десны, а специальный защитный диск на ручке убережет от травмирования. Приучение лучше проводить в игровой форме, так будет интереснее и легче.
В таком возрасте дети могут концентрироваться на таких гигиенических процедурах не более минуты-полторы. Позвольте сначала ребенку самому почистить зубки, и только после этого для полноценной чистки дочистите за ним. Лучше всего это делать в игровой форме. Чтобы ребенок не капризничал можете ему дать другую щетку почистить зубки любимой игрушке или вам. Можно чистить зубы вместе с ребенком – дети склонны подражать взрослым или старшим братьям и сестрам.
После года можно чистить зубки малышу:
— щеткой с силиконовыми щетинами или силиконовой щеткой-напальчником;
— чередование специальных стоматологических салфеток и силиконовой щетки.
Нужно ли использовать зубную пасту в этом возрасте? Большинство детских стоматологов рекомендуют детям с 1,5 лет при чистке зубов пользоваться специальными пенками, детскими гелями или детской зубной пастой (с маркировкой 0+). Лучше, конечно, в этом возрасте отдать предпочтение детским гелям или специальным пенкам (можно приобрести в аптеках).
Помните, что выдавливать пасту нужно размером не более рисинки. Дозировка с горошину подходит для детей младшего школьного возраста. Если вы все же не хотите пользоваться детской зубной пастой, то просто смачивайте щетку водой. Но при этом эффективность чистки будет ниже.
Никогда не чистите ребенку зубы своей взрослой пастой! Взрослая паста может навредить крохе – у нее агрессивный для детской эмали состав, высокая абразивность и ее нельзя глотать. Средства для чистки зубов для детей от 0 безопасны при проглатывании: они с низкой абразивностью, без фтора и гипоаллергенны.
Если вы сомневаетесь, обратитесь к детскому стоматологу с консультацией по вопросу использования пасты, геля или пенки. Специалист поможет решить вопрос, с какого возраста лучше начинать чистить зубы с применением специальных средств именно вашему малышу с учетом индивидуальных особенностей.
Как пользоваться силиконовой щеткой?
Перед чисткой зубов сначала нужно тщательно вымыть руки.
Если вы чистите зубки щеткой-напальчником, то ее нужно одеть на указательный палец родителя. Если вы используете силиконовую щетку, то ее нужно взять в руки таким же образом, как и классическую зубную щетку.
Начинаем очищать щеткой зубки легкими выметающими движениями по направлению от десны к краю зуба. Периодически промываем щетку водой. После того, как все зубки будут очищены аккуратно проходимся по деснам круговыми движениями.
После чистки зубов щетку тщательно моем со средством для мытья детской посуды или с мылом. Хранить силиконовую зубную щетку нужно в чистом виде в отдельной открытой емкости ворсинками вверх.
3. КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ РЕБЕНКУ СТАРШЕ 2-УХ ЛЕТ. ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ
После 2 лет стоит приобрести зубную щетку с «классической щетиной», поскольку эффективность чистки силиконовой щеткой не высокая.
Детская зубная щетка должна быть безопасной, удобной и привлекать внимание (вызывать интерес) малыша.
При выборе первой зубной щетки обратите внимание на следующие моменты:
— Наиболее удобной считается детская зубная щетка с короткой широкой ручкой из нескользящего материала. Для малышей 1,5-3 лет ручка должна быть около 10 см.
— Ручка зубной щетки должна иметь изгиб возле креплен
bazliter.ru
Как научить ребенка чистить зубы самостоятельно
Мнение о том, что ротик малыша не нужно очищать после еды до прорезывания первого зуба, а то и смены молочных резцов на постоянные, неправильное. Эмаль детских челюстей тонкая, подвержена разрушениям, кариесу. Заражаются бактериями и те резцы, которые еще ждут своей очереди. Чистка ротовой полости с года или более раннего возраста позволяет избежать стоматологических проблем в будущем.
Из этой статьи вы узнаете
Как приучить
Приучение двухлетнего малыша к ежедневной гигиенической процедуре — непростая задача. Иногда на это уходят месяцы. Рекомендации опытных родителей и доктора Комаровского помогают упростить и ускорить этот процесс.
- Покажите пример.
Чистите зубы вместе с малышом утром и перед сном, не ленитесь показывать, что умеете делать сами. Поиграйте в «Зеркало». Кроха будет повторять за вами движения. Выработайте привычку идти в ванную всей семьей.
- Не давите на ребенка психологически.
Главное — набраться терпения. Не кричите, не принуждайте, если вредный карапуз сегодня закапризничал, отказывается открывать ротик и самостоятельно провести чистку. Негативный опыт не поможет выработке нужного навыка самообслуживания. Иногда ребенка нужно уговаривать понаблюдать за вами, провоцировать желание попробовать пасту на вкус.
- Используйте календарь для чистки зубов для ребенка.
Хвалите, награждайте ребенка за старания. Уделите время оформлению календаря чистки зубов для детей. Это может быть ватман, плакат, схема. Цветным фломастером нарисуйте сердечки за удачный день, когда малыш сам сходил в ванную перед сном, или слезинку мамы, если он сегодня закапризничал. Не забывайте о небольших подарках и сюрпризах.
- Придумайте веселую игру стоматолога и пациента.
К процессу подключайте игрушки, старших сестер или братьев. Пусть крошка почистит ротик любимому медведю, а потом себе. Роль врача понравится юному стоматологу.
- Соревнуйтесь.
На качество, а не на скорость. Привлеките к игре родных. Вручайте призы за самую лучшую чистку. Первым награду должен получить маленький ученик.
- Используйте веселые аксессуары для чистки зубов.
Это щетка-игрушка, с головкой в виде мультяшного героя, разноцветные стаканчики, тубы паст. Идти в ванную с любимым мишкой, принцессой гораздо веселее.
- Предоставьте выбор зубной пасты, щетки карапузу.
Он может самостоятельно в магазине показать, какой предмет для гигиены лучше приобрести. В стаканчик поставьте несколько зубных паст для детей с приятными вкусами. Необязательно чистить ротик одним средством каждый день, меняйте их по настроению.
- Подключите фантазию и волшебство.
Придумайте историю, стишок о волшебных щетках, пасте. Расскажите, что послушные и аккуратные дети получают сюрпризы от фей. Порадуйте малыша спрятанной под подушкой конфетой или игрушкой на утро. В следующий раз он побежит в ванную комнату с удовольствием.
- Используйте обучающие мультфильмы.
Познавательные истории с симпатичными сказочными героями мотивируют карапузов повторять движения щеткой за мамой, заботиться о здоровье. Смотрите мультик несколько раз, принесите видео в детский сад. Вряд ли малыш захочет быть похожим на мальчика, который плачет в ванной, топает ногами, отказываясь чистить зубы, а потом мучается от боли и вынужден ехать к врачу.
- Расскажите о последствиях несоблюдения правил гигиены.
Лучше воспользоваться красочными картинками, фотографиями из интернета. Изображения резцов, источенных кариесом, микроорганизмов простимулируют ребенка. На эту тему снята масса мультфильмов, полезных для еще беззубых детей и взрослых.
- Засекайте время на песочных часах.
Наглядность — лучший учитель. Мифические 2-3 минуты непонятны ребенку, а утекающий песок показывает, сколько времени чистить зубы необходимо. Малыш сам контролирует продолжительность процесса.
- Посетите стоматолога.
Сделайте это до возникновения первых проблем с зубами. Поход должен быть позитивным, наполненным положительными эмоциями. Капризулькам доктор сделает внушение о необходимости гигиены рта, расскажет, как неприятно вырывать больной резец. Авторитет врача подействует на ребенка.
- Купите макет челюсти.
Или сделайте его своими руками. На пластмассовой модели малышу будет легче научиться правильно чистить ротик. Рассмотрите макет в деталях, проведите обучающий курс, расскажите, как повреждается нечищеный резец, что с ним происходит дальше.
Как правильно чистить зубы
Важен факт чистки рта и техника процедуры. О том, как научить ребенка следить за чистотой зубов, снято много видео, написаны книги, памятки, но лучше действовать по следующему алгоритму:
- Ополосните щетку в горячей кипяченой воде.
- Промойте водой ротик перед началом чистки.
- Выдавите каплю пасты, размером с горошину, на щетку.
- Начинайте чистку вертикальными движениями сверху вниз по передней и задней поверхности зубов.
- Десны, боковые стороны зубов чистите круговыми движениями.
- Внутренние поверхности счищайте спереди назад.
- Помассируйте язык, щеки.
- Ополосните рот чистой водой.
- Прополощите щетку и уберите в стаканчик ручкой вниз.
Важно! Объясните ребенку, чистка зубов — это важная процедура. Проводить ее нужно медленно, не менее 2-3 минут, тщательно, не забывая о деснах, языке и жевательных поверхностях.
Если ребенок не хочет
Перебороть нежелание карапуза внимательно относиться к очищению полости рта можно с помощью следующих нехитрых методов:
Притворитесь крохой сами. Попросите малыша научить вас правильно чистить ротовую полость. Дайте ему щетку и приготовьтесь к уроку. Проводите игру весело и непринужденно. Хохочите, хвалите малыша за «науку». Веселая игра понравится маленькому нехочухе. Вскоре он захочет, чтобы и ему мама почистила зубки, пощекотала язычок и десны, захочет самостоятельно полоскать ротик чистой водой.
- Дайте попробовать пасту на вкус.
Детские косметические средства для зубов без фтора безопасные даже, если малыш проглотит чуть-чуть. Предложите капризульке несколько вариантов паст с разными ароматизаторами: малиной, апельсином, лимоном. Дайте лизнуть. У малыша пройдет страх перед неизвестными веществами. Следующим этапом будет чистка передних резцов с понравившейся пастой. Действуйте не торопясь, не стоит заставлять процесс ускоряться.
- Соберите команду в ванной комнате.
Используйте серии с зайчиками, принцессами на упаковках паст, щетках. Прощайтесь с ними, когда покидаете ванную после умывания. Расскажите малышу, что они очень скучают по хозяину и хотят с ним поиграть.
- Считайте зубки.
В процессе чистки считайте уже обработанные пастой зубки. В качестве учителя математики будут выступать щетка и мама. Предупредите кроху, что зубики очень обижаются, если их забыли подсчитать, каждому из них нужно уделить некоторое время. Одновременно с приучением к гигиене карапузы выучат цифры.
- Не забудьте о подарках, сюрпризах.
Мотивировать нехочух можно и обещаниями награды. Но ее нужно заслужить. Купите наклейки в виде звездочек, сердечек и всю неделю приклеивайте их на плакат, если малыш выполнил просьбу пойти в ванную утром и вечером.
Через 7 дней подсчитайте награды и выдайте заслуженный приз. Дайте возможность малышу выбрать игрушку или сладости самому. Договоритесь об этом заранее, тогда стремление к самостоятельности возрастет в разы.
Полезные и опробованные советы по обучению малыша чистке зубов не помогут, если не запасетесь терпением, не включите фантазию. Помните, что лучшим способом обучения для дошкольников является игра.
Вспоминайте о зубах не только в ванной комнате, но и днем, когда дочка укладывает куклу спать. Сообщите о том, что Ляля (игрушка) забыла почистить зубы. Сходите с малышкой в ванную, выполните ритуал игрушке. А вечером напомните, что кукла не плакала, а почистила зубки и легла спать спокойно.
Стихи про чистку зубов для детей
Помощниками мам могут стать интересные, веселые стихи, считалки о чистке зубов. Расскажут ребенку о правилах гигиены, станут мотиваторами для освоения навыка самообслуживания, одновременно расширяя лексический запас карапуза. Используйте следующие стихи для «зубных» игр, заучивайте четверостишия вместе.
Сюжетные стихотворения рассказывайте перед ночным сном, в процессе дневных игр. Повторяйте их несколько раз, чтобы смысл печальных историй о нечищеных зубках полностью был осознан малышом.
Не допускайте ошибок
Приучение к жизненно необходимым навыкам — трудоемкий процесс, требующий терпения и времени. Молодые родители иногда торопятся сделать малыша самостоятельным и совершают множество ошибок, которые губительно воздействуют на воспитание ребенка.
- Отказ чистить зубы воспринимается как противность характера, желание насолить маме.
Этот в корне неправильный вывод о поступках крохи приводит к бурным ответным реакциям родителей — крику, угрозам, давлению.
Мамам нужно остановиться и выдохнуть в эту минуту, возможно, прекратить умывание, процесс обучения. Вернуться к нему уже с хорошим настроением, отвлечь ребенка игрой в стоматолога, дать попробовать пасту. Важно дать понять малышу, что чистка зубов — это веселый и увлекательный процесс.
- Отсутствие положительного примера для подражания.
Взрослые сами часто безответственно относятся к гигиене рта, позволяют старшим детям обходиться без щетки и пасты. Без образца для подражания у крохи не формируется понимание необходимости чистки ротика ежедневно.
Выход из ситуации прост — наладьте режим вечернего и утреннего умывания, сделайте его обязательным.
- Халатное отношение к режиму.
Малыши не видят последовательности действий. Пропуская чистки, делая их нерегулярно, вы ставите под удар обязательность ежедневной процедуры. Для исправления ситуации достаточно составить точный временной график, следить за его соблюдением.
- Скучность процедуры.
Не забывайте играть с ребенком в ванной, чистите зубы с песенкой, считалкой. Принесите к умывальнику любимую игрушку, чтобы малыш почистил зубки и ей. Не переставайте веселить ребенка, если он уже чистит зубки самостоятельно и с удовольствием.
Основная задача, которая стоит перед малышом, — это научиться хотеть ежедневно чистить зубки вкусной пастой и красивой щеткой. А родители могут только оказать ему в этом помощь, обучая технике, знакомя с предметами личной гигиены, увлекая игрой, считалками, песенками.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_chistit_zubi.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
razvitie-vospitanie.ru
Алгоритм чистки зубов. Ясли-сад №40 г.Лиды
Памятка по организации ежедневной чистки зубов у детей
Анализ стоматологического статуса детей младшего школьного возраста показывает неудовлетворительный индекс гигиены полости рта. Поступившие в школу 6-7-летние дети не владеют навыками самостоятельного гигиенического ухода за полостью рта. Наиболее практичным и эффективным способом профилактики болезней зубов и десен у детей является обучение их методу чистки зубов до уровня выработки стойких навыков.
Рекомендации:
- время чистки – после завтрака или обеда по возможностям учреждения образования;
- каждый ребенок должен иметь индивидуальный промаркированный стакан (кружку), лучше пластмассовый, в котором хранятся индивидуальная зубная щетка и зубная паста;
- все стаканы (кружки) хранятся на подносах в специально отведенном месте;
- индивидуальные средства гигиены не нуждаются в дополнительном обеззараживании;
- контролируемую чистку организует педагог.
К основным относят методы, которые могут быть рекомендованы взрослым (стандартный метод)и дошкольникам (метод Марталлера)
Стандартный метод чистки зубов
Этот метод признан наиболее полным и эффективным способом чистки зубов при помощи ручной щетки. Зубные дуги условно делят на относительно прямолинейные участки — сегменты, на которых возможен плоскостной контакт поверхностей нескольких рядом стоящих зубов с рабочим полем щетки. Щетку ставят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов 1 сегмента верхней челюсти и делают горизонтальные возвратно-поступательные движения. Выполнив 10 таких движений, также очищают вестибулярную поверхность нижней челюсти. Круговые движения Щетинки стоят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов C1 верхней челюсти. Щетка описывает круги на вестибулярных поверхностях С, верхней и нижней челюстей. Чтобы не повредить десневой край, усилия прикладывают при движении от десны к жевательной поверхности, а на встречной дуге щетка проходит без давления на зубы и десну. Выполнив вертикальные, горизонтальные и круговые движения на вестибулярных поверхностях зубов С, обеих челюстей, переставляют щетку на верхние зубы С2 и последовательно повторяют весь комплекс, и так далее — до С, включительно. Чистка оральных поверхностей Так же, как и при чистке вестибулярных поверхностей, выполняются вертикальные, горизонтальные и круговые движения на небных и язычных поверхностях С—С. Для того, чтобы обеспечить доступ головки щетки к очищаемой поверхности, ручка щетки часто занимает положение, близкое к вертикальному. Чистка жевательных поверхностей Горизонтальные движения. Щетку ставят на жевательную поверхность С, верхней челюсти, выполняют поступательные движения в горизонтальной плоскости в переднезаднем направлении; после 10 движений щетку переносят на жевательную поверхность С, нижней челюсти. Круговые движения выполняют из того же исходного положения на жевательных поверхностях С, верхней, а потом — нижней челюстей. Чередуя горизонтальные и круговые движения, очищают жевательные поверхности зубов в С2—С6.
Метод инструктирования дошкольников по методике чистки зубов щеткой
Метод, разработанный Марталером, представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптированный к психофизическим возможностямдетей. Учитывая то, что дети прикладывают к щетке максимум усилия на первом этапе чистки, автор предлагает начинать процедуру не с очищения вестибулярных поверхностей (дети, усердствуя, могут травмировать периодонт!), а с очищения жевательных поверхностей. Потом очищают вестибулярные и оральные поверхности. Очищение жевательных поверхностей Приоткрыв рот, щетку устанавливают на жевательную поверхность верхних зубов С делают 10 коротких энергичных горизонтальных поступательных движений в переднезаднем направлении и перемещают щетку по дуге верхней челюсти от С2 до С6. После этого ставят щетку на жевательную поверхность нижних зубов С6 и последовательно достигают С, нижней челюсти. Очищение вестибулярных поверхностей Зубы смыкают, щеки расслабляют так, чтобы головка щетки могла свободно перемещаться в преддверии полости рта. Щетку устанавливают перпендикулярно к вестибулярным поверхностям зубов С1 и делают вертикальные зигзагообразные движения (до 10 на одном сегменте), очищая одновременно зубы верхней и нижней челюсти и прилагая одинаковые усилия при движении вверх и вниз. Таким образом продвигаются до С6. Очищение оральных поверхностей Рот широко открывают, головку щетки ставят на небную поверхность верхних зубов С, ручка щетки при этом располагается почти вертикально. Короткими вертикальными движениями (до 10 движений с равным усилием при движении вверх и вниз на каждом сегменте) продвигаются по небным поверхностям зубов верхней челюсти от С1 до С6. Потом головку щетки ставят на язычную поверхность нижних зубов С6 (ручка при этом смотрит вверх) и таким же образом проходят до язычной поверхности нижних зубов от С6 до Сг.
Администрация и стоматологическое отделение учреждения здравоохранения
«8-я городская детская клиническая поликлиника»
ds40lida.schools.by
Алгоритм проведения стандартного метода чистки зубов
Методика:
· Перед чисткой, зубную щётку обязательно нужно помыть
· Щётка смачивается небольшим количеством воды, после чего на неё наносится небольшое количество зубной пасты (не более 0,5 см для детей и не более 1 см для взрослых).
· Каждую челюсть следует мысленно разделить на 3 сегмента (передний и 2 боковых). Сначала держа щётку вертикально, выметающими вертикальными движениями от десны к зубу чистим каждый сегмент 5–10 движениями с внутренней и наружной поверхности (так мы очищаем межзубные промежутки). Рекомендуют двигать щёткой только от десны к зубу (выметающие движения), а не влево-вправо или вверх-вниз. При заболеваниях дёсен, движения надо начинать глубоко от дёсен, тем самым одновременно массируя десну.
· Держа щётку горизонтально каждый сегмент чистится ещё 10-15
· движениями, очищая соответственно щёчную, нёбную или язычную поверхности. Эти вертикальные движения очищают зубы от мелких кусочков пищи, которые застревают между зубами и в дёсенных бороздках, а также массируют десну.
· Жевательная поверхность чистится круговыми или возвратно- поступательными движениями.
· Почистите язык. (Для чистки языка производятся специальные скребки, но можно ограничиться и зубной щёткой. Начинайте чистку языка с задней части и постепенно направляйтесь к передней поверхности.)
· Помойте щётку и поставьте в стакан щетиной вверх.
Людям со здоровым пародонтом рекомендуют чистить зубы стандартным методом чистки зубов два раза в день (утром после завтрака и на ночь).
o Жевательные поверхности верхних и нижних зубов чистят движениями щетки вправо-влево.
o Зубной ряд условно делят на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы с каждой стороны. Чистят зубы при несомкнутых зубных рядах. Щетку располагают под углом 45 градусов к поверхности зуба. Начинают чистить зубы с вестибулярной поверхности верхней челюсти слева, выполняя щеткой 10 подметающих движений сверху вниз, затем проходят постепенно по всем остальным сегментам.
o После этого чистят небную поверхность верхних зубов, переходя по сегментам от левого к правому, делая на каждом 10 подметающих движений.
o На нижней челюсти зубы чистят в той же последовательности.
o При чистке небной и язычной поверхностей верхней и нижней челюстей щетку располагают перпендикулярно к зубному ряду на верхней челюсти ручкой вниз, на нижней ручкой вверх.
o Чистка заканчивается круговыми движениями по вестибулярным поверхностям с захватом зубов, десен и перемещением щетки слева направо.
Алгоритм снятия зубных отложений ручным способом
Цель:Удаление зубных отложений.
Показания:
1. Наличие зубных отложений.
2. Заболеваний тканей пародонта.
Противопоказания:
1. Гиперестезия эмали.
2. Патологическая стираемость.
3. Эрозия эмали.
4. Некроз эмали.
Оснащение:
1. Первый набор:
· Экскаватор (большой и малый)
· Крючок клювовидный (большой и малый)
· Крючок серповидный (малый, большой, правый, левый)
· Крючок долотцевидный двухсторонний
2. Второй набор:
· Экскаватор (большой, малый)
· Рашпиль (для шлифования боковых поверхностей зубов)
· Двухсторонние ножки (большой, средний, малый)
· Мотыжка (для удаления поддесневого зубного камня)
· Скребок (для удаления зубных отложений с дистальной поверхности третьих моляров)
3. Перчатки, маска, шапочка, халат.
4. Водонепроницаемый фартук.
5. Очки для защиты глаз (2 пары)
Выполнение манипуляции:
I. Подготовка к процедуре:
1. Надеть спец.одежду (перчатки, маску, шапочку, халат)
2. Усадить пациента удобно в кресло.
3. Надеть ему водонепроницаемый фартук.
4. Обработать полость рта раствором перекиси водорода или пермангата калия
1:5000.
5. Надеть очки для защиты глаз.
6. Изолировать зубы от слюны.
7. Взять стерильный лоток с инструментами.
8. Взять необходимую насадку.
II. Выполнение процедуры:
9. Захват инструмента.
10. Расположение инструмента.
11. Установка угла.
12. Активация.
13. Непосредственно работа.
14. Полирование поверхности зубов.
15. Антисептическая обработка.
16. Покрытие зубов фторлаком.
III. Окончание процедуры:
17. Снять с пациента очки и фартук.
18. Постирать фартук и помыть очки.
19. Промыть инструменты под проточной водой.
20. Замочить инструменты в дез.средстве.
21. Снять перчатки и выкинуть их.
Алгоритм методики удаления зубных отложений с помощью ультразвуковых инструментов
Цель:Удаление зубных отложений.
Показания:
1. Наличие зубных отложений.
2. Заболевания тканей пародонта.
Противопоказания:
1. Злокачественные новообразования.
2. Тяжелая форма сахарного диабета.
3. Имплантированный кардиостимулятор.
4. Эпилепсия.
5. Локализованный остеомиелит.
6. Дефекты мягких тканей полости рта.
7. Острые и хронические инфекционные заболевания.
8. Нарушение носового дыхания.
9. У пациентов, которые перенесли хирургическое лечение сетчатки глаза.
10. Проведение у пациентов кортикостероидной и иммунодепрессивной терапии.
Оснащение:
1. Ультразвуковые (пьезоэлектрические магнитострикторные)
2. Звуковые.
3. Перчатки, маска, халат, шапочка.
4. Водонепроницаемый фартук.
5. Защитные очки (2 пары)
Алгоритм выполнения:
I. Подготовка к процедуре:
1. Подготовить пациента, усадив его удобно в кресло.
2. Надеть ему водонепроницаемый фартук.
3. Надеть защитные очки себе и пациенту.
4. Надеть спец.одежду (перчатки, маску, фартук, шапочку)
5. Взять электрический инструмент.
II. Выполнение процедуры:
6. Десну обработать раствором антисептика.
7. Ввести в полость рта слюноотсос.
8. Снять зубные отложения с язычной поверхности.
9. Снять зубные отложения с вестибулярной поверхности.
10. Полирование зубной поверхности.
11. Шлифование зубов.
12. Покрытие фторсодержащим лаком.
III. Окончание процедуры:
13. Продезинфицировать электрический инструмент.
14. Снять перчатки и выкинуть их.
15. Снять с пациента фартук и очки.
16. Постирать фартук и помыть очки.
17. Даем рекомендации пациенту:
-приобрести новую зубную щетку
-пользоваться подходящими средствами по уходу
-избегать твердой пищи в течении 24 часов
-не принимать пищу в течении 2 часов после
процедуры
Алгоритм методики удаления зубных отложений с помощью ультрадисперсных (порошкоструйных) аппаратов
Цель:
1. Удаление зубных отложений.
2. Обработка фиссур перед запечатыванием.
3. Устранение глубоких пигментаций.
4. Препарирование небольших кариозных повреждений.
5. Подготовка адгезионных поверхностей для композитных реставраций и ортопедических конструкций.
Показания:
1. Наличие зубных отложений.
2. Заболеваний тканей пародонта.
3. Пигментации.
4. Небольшие кариозные повреждения.
Противопоказания:
1. Необходимость безнатриевой диеты.
2. Прием препаратов, влияющих на солевой обмен.
3. Инфекционные заболевания (СПИД, гепатит)
4. Беременность.
5. Заболевания верхних дыхательных путей.
Оснащение:
1. Перчатки, маска, халат, шапочка.
2. Порошкоструйный аппарат.
3. Абразивный порошок (альфа – оксид алюминия или бикарбонат натрия)
4. Защитные очки (2 пары)
5. Водонепроницаемый фартук.
Алгоритм выполнения:
I. Подготовка к процедуре:
1. Надеть спец.одежду (перчатки, маску, шапочку, халат)
2. Усадить пациента удобно в кресло.
3. Надеть ему водонепроницаемый фартук.
4. Надеть защитные очки на себя и на пациента.
5. Заправить абразивным порошком порошкоструйный аппарат.
II. Выполнение процедуры:
6. Обработка десны раствором антисептика.
7. Ввести в полость рта слюноотсос.
8. Снять зубные отложения с язычной поверхности.
9. Снять зубные отложения с вестибулярной поверхности.
10. Обработка поверхности зуба с перерывами.
11. Снять зубные отложения с апроксимальной поверхности.
12. Полировка поверхности зубов.
13. Шлифовка зубов.
14. Покрытие зубов фторсодержащим препаратом.
III. Окончание процедуры:
15. Продезинфицировать порошкоструйный аппарат.
16. Снять перчатки и выкинуть их.
17. Снять с пациента фартук и очки.
18. Постирать фартук и помыть очки.
19. Даем рекомендации пациенту:
-приобрести новую зубную щетку
-пользоваться подходящими средствами по уходу
-избегать твердой пищи в течении 24 часов
-не принимать пищу в течении 2 часов после
процедуры
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Как правильно чистить зубы детям. Особенности, техника и методика чистки зубов
КАК ПРАВИЛЬНО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ДЕТЯМ. ОСОБЕННОСТИ, ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ЧИСТКИ ЗУБОВ
Добрый день, сегодня мы узнаем, как правильно чистить зубы ребенку, какие техники и методики рекомендуют использовать стоматологи при чистке детских зубов.
Чистка зубов – это очень важная гигиеническая процедура. Ротовая полость считается самой инфицированной полостью, так как во рту всегда скапливаются бактерии, а теплая влажная среда способствует их развитию.
Остатки пищи, застрявшие между зубами, под воздействием бактерий подвергаются брожению, гниению и распаду. Из смеси белков слюны и остатков пищи на зубах образуется мягкий зубной налет, который в свою очередь является идеальной средой для развития различных бактерий. В результате бактерии очень быстро размножаются, образуя кислоты в процессе своей жизнедеятельности. Опасность представляют не сами бактерии, а именно кислоты. Эти кислоты губительны для зубов: они разрушают эмаль и являются основной причиной образования кариеса. Чем дольше зубной налет остается на зубной эмали, тем больше кислоты выделяют живущие в нем бактерии и тем губительнее последствия. Также налет способствует нарушению естественного барьера для инфекций.
Регулярная чистка зубов удалит мягкий налет, предотвратит развитие кариеса, болезни десен, устранит неприятный запах изо рта (галитоз) и сделает зубы эстетически более привлекательными. Техника чистки детских зубов и взрослых практически ничем не отличается.
1. КАК ПРАВИЛЬНО ЧИСТИТЬ ЗУБЫ РЕБЕНКУ. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ СТОМАТОЛОГОВ
Неправильная гигиена полости рта может стать причиной заболеваний зубов и десен, привести к неприятному запаху изо рта и потемнению эмали зубов.Сколько по времени и как часто нужно чистить зубы
— Зубы нужно чистить не менее 2 раз в день. Первый раз – утром, после завтрака; второй раз – вечером перед сном, после последнего приема пищи.
Некоторые стоматологи также советуют после каждого приема пищи чистить зубы или полоскать с ополаскивателем для полости рта (в крайнем случае прополоскать просто водой).
— Молочные зубы достаточно чистить 2-3 минуты. По мере взросления ребенка время чистки зубов нужно довести до 3-5 минут.
Если ваш ребенок не хочет так долго чистить зубки, то постарайтесь превратить этот процесс в игру или заинтересуйте его интересными историями или необычными средствами и предметами для чистки зубов (подставки, держатели, стаканчики, щетки, песочные часы и т.д.). И не забывайте о личном примере.
Основные правила чистки зубов
— Ухаживать следует за всей полостью рта: нужно чистить наружную, внутреннюю и жевательную поверхности зубов, а также язык и щеки малыша.
— Чистить зубы нужно не в хаотичном порядке, а выработать систему. Здесь важна последовательность действий, например, сначала очистить все наружные поверхности, затем внутренние; сначала верхнюю челюсть, потом нижнюю; чистить передние зубы, а после – жевательные, продвигаясь к ним постепенно.
— От движений зубной щеткой, которые мы совершаем при чистке зубов, зависит качество чистки. Верхние зубы чистят движениями сверху вниз, а нижние – снизу вверх. Движения зубной щеткой должны быть «выметающими» — от десны к режущему краю зуба. Жевательную поверхность чистят круговыми или горизонтальными движениями. Для массажа десен также используют вращательные движения.
Движения зубной щетки должны быть только вертикальными. При горизонтальных и круговых движениях налет еще больше скапливается в межзубных углублениях. К тому же, в результате горизонтальных движений можно получить клиновидный дефект.
— Обратите внимание на расположение щетки при чистке зубов. Зубную щетку нужно прикладывать к зубам и деснам под углом 45 градусов, причем так, чтобы половина щетинок лежала на десне, а половина – на самом зубе.
— Чистить зубы нужно с минимальным давлением, то есть при минимальном нажиме, чтобы не травмировать эмаль зубов и десны.
— Нужно ли чистить язык? Обязательно надо чистить язык, иначе сразу после чистки зубов бактерии начинают размножаться снова, разрушая зубную эмаль. Язык ребенку очищают щетиной с обратной стороны зубной щетки или специальным приспособлением для чистки языка.
Белый налет на языке – это большое количество бактерий. Он обычно образуется из-за плохой гигиены языка.
Но если на языке ребенка не проходит белый налет даже при ежедневной чистке, нужно обязательно обратиться за консультацией к врачу, так как белый налет может быть признаком начинающейся молочницы, а налет желтого цвета может быть признаком заболеваний желудочно-кишечного тракта.
— В 3 года ребенок начинает стараться чистить зубки «качественно». Тем не менее, из-за несовершенства моторики самостоятельно он еще не может качественно применять технику чистки для взрослых. Поэтому стоматологи рекомендуют родителям до 6-7 лет самим дочищать зубки за ребенком при помощи зубной щетки, чтобы полностью удалить налет.
Обычно дети уже в 8 — 12 лет самостоятельно могут использовать более сложную технику чистки зубов, но под контролем родителей. И примерно до 12-13 лет следует ежедневно контролировать, чтобы ребенок регулярно и правильно чистил зубы.
— Для проверки качества чистки зубов существуют специальные индикаторы зубного налета. Индикаторы делают зубной налет заметным, окрашивая его в фиолетовый или красный цвет. Таким образом ребенок может самостоятельно контролировать качество чистки зубов. Сначала можно использовать индикатор для контроля до чистки зубов и после. В дальнейшем индикатор можно использовать только после чистки зубов, чтобы проконтролировать качество чистки и при необходимости дочистить зубы.
Зубная щетка, паста, ополаскиватель для полости рта, зубная нить и ирригатор
— Важным моментом при чистке зубов является правильно подобранная зубная щетка. При выборе детской зубной щетки обратите внимание на жесткость щетины. Первая зубная щетка обязательно должна быть с мягкой щетиной. Для детей школьного возраста чаще всего стоматологи советуют щетку с щетиной средней жесткости, так как мягкая щетка не так эффективно очищает зубы, а жесткая – может повредить эмаль, десны, привести к постепенному опусканию десны, и она не в состоянии прочистить трудно доступные места.
При выборе между электрической или обычной зубной щетки помните, что стоматологи не рекомендуют детям пользоваться электрической щеткой более 2-3 раз в неделю (можно повредить эмаль). Пользоваться ультразвуковыми щетками детям до 9 лет противопоказано.
— Сколько нужно зубной пасты для эффективной чистки? Зубную пасту нужно выбирать в соответствии с возрастом ребенка и с учетом состояния полости рта. Пользоваться одной пастой с родителями нельзя раньше 14 лет.
Зубной пасты на щетке должно быть «с горошину», а для детей до 2,5-3 лет – ½ горошины. Слишком большое количество зубной пасты снижает эффективность работы зубной щетки.
— В каком возрасте можно начинать использовать ополаскиватель для полости рта? С 3 лет можно пользоваться ополаскивателем для полости рта. Детские стоматологи рекомендуют с 6 лет каждый раз после процедуры чистки зубов обязательно использовать ополаскиватель. Полоскать ротовую полость ребенку следует 30 секунд – 1 минута.
— Нужно ли ребенку пользоваться зубной нитью и с какого возраста? Кариес образуется прежде всего в межзубных промежутках, т.к. там застревают остатки пищи, на которых очень быстро растет зубной налет — микроорганизмы. Зубную нить или флосс можно использовать после чистки зубов с 9 лет, но обязательно родителями или под их контролем.
— Можно ли детям пользоваться ирригатором для полости рта? Ирригатор эффективно очищает зубы, межзубные промежутки и обеспечивает массаж десен. Ирригатор может применяться у детей, но при выставлении самой минимальной мощности. Начинать пользоваться ирригатором можно примерно с 6-7 лет, после прорезывания постоянных зубов.
2. ТЕХНИКА И МЕТОДИКА ЧИСТКИ ДЕТСКИХ ЗУБОВ
Для качественной гигиены полости рта правильно подобранной зубной щетки и зубной пасты недостаточно. Для эффективной чистки зубов важна еще правильная техника чистки. Неверная техника чистки зубов может привести к недостаточной гигиене полости рта, стиранию эмали зубов и повреждению десен.
Существуют несколько основных техник чистки зубов. Выбор техники чистки зависит от возраста ребенка и от того, чистит ребенок зубы самостоятельно или это делают родители.
Продолжительность процедуры должна быть не менее 3 минут. Для того, чтобы следить за временем и привнести в эту гигиеническую процедуру элемент игры и разнообразия, можно приобрести песочные часы или часы с музыкой.
Пошаговая инструкция:
Итак, вам потребуется: детская зубная щетка, детская зубная паста, дополнительно может потребоваться стаканчик с водой для полоскания рта, ополаскиватель для полости рта и зубная нить.
— Смачиваем зубную щетку теплой водой.
— Наносим на щетку детскую зубную пасту с небольшую горошину. Для детей 3 лет достаточно ½ горошины.
— Начинаем чистить зубы с жевательных поверхностей. Ребенку дошкольного возраста можно сказать, что сейчас будем гладить зубки по головке.
Начнем с жевательных зубов верхней челюсти. Размещаем зубную щетку горизонтально на жевательной поверхности зубов так, чтобы все щетинки плотно лежали по поверхности. Движения щеткой при чистке жевательной поверхности зубов могут быть круговыми или горизонтальными вперед-назад. С легким нажимом перемещаем щетку по направлению от крайнего жевательного зуба слева до крайнего жевательного зуба справа (для левшей наоборот – справа налево), повторяя движения на каждом зубе несколько раз.
Затем с обоих сторон обогните самый дальний жевательный зуб и очистите его заднюю поверхность.
Аналогично прочистим все жевательные поверхности нижней челюсти, также уделяя внимание жевательным зубам за щекой (как показано на рисунке).
— Далее переходим к внешней стороне зубов. Ребенку можно сказать, что теперь мы погладим зубкам животик.
Начинаем с внешней стороны верхних зубов. Пока вы чистите зубы на верхней челюсти – не переходите на нижние. Размещаем щетку к верхнему краю задних зубов под углом в 45 градусов так, чтобы часть щетинок легли на десну, а часть на эмаль. Передвигаясь щеткой от одного зуба к другому по направления от задних жевательных зубов слева к жевательным зубам справа, производим вертикальные «выметающие» движения сверху-вниз (от десны к краю зуба). Около каждого зуба делаем по 3-4 движения. Продолжайте выполнять эти движения, пока все передние поверхности зубов не будут очищены.
Затем переходим к внешней стороне нижних зубов. Точно так же располагаем щетку под углом в 45 градусов к поверхности зубов и легкими вертикальными движениями, только уже снизу-вверх (от десны к режущему краю зуба), движемся от задних зубов справа к задним зубам слева. Если вы левша, то начинайте с левой стороны.
— Чистим внутренние поверхности зубов. Ребенку скажем, что зубкам почешем спинку.
Начинаем с внутренней стороны нижней челюсти. Прикладываем щетку на внутреннюю поверхность нижних зубов под углом в 45 градусов и с минимальным нажимом выметающими движениями от десны к краю зуба прочищаем зубки по направлению от задних зубов к передним. Дойдя до передних зубов меняем положения щетки и производим те же движения, теперь продолжая движения от передних зубов к задним.
Сильно не нажимая на щетку, делаем по 3-4 движения около каждого зуба.
Аналогично почистим внутреннюю поверхность зубов верхней челюсти. Перемещаем щетку на внутреннюю поверхность верхних зубов и под углом 45 градусов к десне выметающими вертикальными движениями (от десны к краю зуба) прочищаем зубки, как было описано выше.
bazliter.ru
Правильная чистка зубов: техника, схема, полезные советы
Чтобы улыбка была совершенной, необходимо придерживаться определённых правил при чистке. После каждого приёма пищи в полости рта остаются частички еды. Если своевременно их не удалить, они разлагаются и гниют. Создаётся идеальная почва для размножения болезнетворных инфекций. Самый «безобидный» результат такого процесса – неприятный запах изо рта.
В этой статье:
Зачем чистить зубы?
Обучать ухаживать за ротовой полостью нужно с раннего детства. Конечно, дети 8–9 месяцев (время прорезывания первого зуба) не в состоянии самостоятельно делать это. Здесь должны свою заботу проявить родители.
Налёт на поверхности эмали представляет собой скопление большого количества мельчайших остатков пищи. При несвоевременном уходе за ротовой полостью налёт увеличивается. Соединяясь со слюной, он минерализуется и становится камнем, который удалить только щёткой невозможно. Важно: камень становится причиной кариеса, пародонтита и других заболеваний. Кариес – это пусковой механизм, который вызывает, по сути, цепную реакцию.
Кариес и периодонтит
Структура эмали от природы пористая и шероховатая. Налёт, находящийся на поверхности, заполняет поры, вызывая воспаление. Это и есть кариес. Если не предпринимать никаких мер и не проводить профилактику, заболевание распространяется вглубь. Со временем воспалительный процесс переходит на дёсны, корень.
Периодонт – это ткань, окружающая корень зуба. Она фиксирует его в костной структуре челюсти. Воспаление в этой области приводит к образованию кисты.
Пародонтит
Разрушение опорного аппарата зуба. Десна при этом постепенно отодвигается, появляется карман. Здесь скапливаются остатки пищи. Убрать их самостоятельно невозможно. На фоне этого дёсны отекают, начинают кровоточить, становятся чувствительными в процессе жевания. В кармане могут появиться гнойные образования. Несвоевременное лечение приводит к расшатыванию, смещению, выпадению зубов.
Важно! Пародонтит занимает второе место по распространённости после кариеса. По данным ВОЗ, эта патология диагностируется у 75% детей и 93% взрослых.
Пародонтоз
По статистике, из 10 пациентов пародонтоз наблюдается у 6 человек. Характеризуется заболевание нарушением кровоснабжения тканей. Это приводит к их дистрофии, оголению шейки зуба. Дёсны постепенно возвышаются друг над другом. При этом они не краснеют, не опухают, не кровоточат, а просто медленно разрушаются.
Обычно заболевание поражает обе челюсти сразу.
Выпадение зубов
Нужно предотвращать с самого раннего детства. Родители не всегда задумаются о последствиях преждевременного выпадения зубов у ребёнка. Мышление у некоторых отцов и матерей следующее – зачем лечить кариес детских зубов, ведь они молочные и вскоре выпадут. Это большое заблуждение. Поражая молочные зубы, кариес приводит к преждевременной их потере.
Природой задумано, что постоянный зуб должен приходить на смену молочному, выталкивая его. Такой порядок — нормальный процесс. При преждевременном выпадении нарушается физиология, что приводит к неправильному прорезыванию, скрученности зубов и изменению прикуса. Подобные преобразования влекут за собой множество проблем – нарушение дикции, деформацию черт лица, заболевания ЖКТ. У взрослых людей при выпадении зубов возникают те же проблемы.
Заболевания ЖКТ
Неправильный прикус, отсутствие должного количества зубов влияют на процесс измельчения пищи. Недостаточно пережёванная еда попадает в желудок, которому сложно переварить такую пищу. В результате обильно выделяется желудочный сок, в состав которого входит соляная кислота. Большое количество её действует раздражающе на стенки желудка. Со временем они воспаляются, и развивается гастрит. При несвоевременном лечении схема развития заболеваний, наверное, известна всем: гастрит – язва – онкология. И не факт, что воспалительный процесс не достигнет 12-перстной кишки, кишечника.
Хронические патологии
Казалось бы, что такое налёт? Небольшое скопление на поверхности эмали, которое можно удалить щёткой. Но в этой области живёт множество патогенных бактерий. Если не чистить ротовую полость, бактерии могут мигрировать через кровоток (особенно при нарушении целостности тканей дёсен), перемещаться на гланды, в область носовых пазух. Так инфекция может добраться до любого органа.
Вдумайтесь в цифры! Из 10 детей с ранним кариесом 9 страдают хроническими заболеваниями органов дыхания и ЛОР-органов! По статистике, кариес в детском возрасте становится причиной развития хронической формы гайморита, тонзиллита.
Мигрирующая инфекция может стать причиной менингита, спровоцировать энцефалит. Заболевания сложно лечатся, последствия их страшны – слабоумие, инвалидность.
В медицинской практике известны случаи летальных исходов от сепсиса. Причина – бактериальная инфекция, которая сначала вызвала кариес, а затем попала в кровоток и спровоцировала сепсис. Так запущенная болезнь и её несвоевременное лечение приводит к смерти.
Психологические проблемы
В детском возрасте неправильный прикус становится результатом скученности зубов, изменения черт лица, нарушения дикции. Зачастую дети чувствуют себя неловко, начинают комплексовать. В дальнейшем неуверенные, уже взрослые люди, не могут устроить свою личную жизнь. В большинстве случаев сказывается отсутствие улыбки из-за стеснения, нежелание лишний раз разговаривать.
Психологи утверждают, что в 15% случаев алкоголизм, наркомания и подростковый суицид связаны с комплексами по поводу внешности. 10% из них относятся именно к нарушению дикции и деформированному лицу из-за неправильного прикуса.а
Итак, кариес, спровоцированный налётом, может вызвать массу негативных последствий. Этого можно избежать, если следить за гигиеной ротовой полости, уделяя своему здоровью должное внимание.
Как часто нужно чистить зубы?
Стоматологи рекомендуют ухаживать за полостью рта 2 раза в день (утром и вечером). Но гигиеническая процедура на этом не заканчивается. Чтобы предупредить развитие кариеса, необходимо полоскать рот после каждого приёма пищи. Не важно, съел человек яблоко, щёлкал семечки или полноценно пообедал.
Интенсивное ополаскивание убирает болезнетворные бактерии и застрявшие куски пищи. Желательно, конечно, применять специальные пенки или ополаскиватели. Можно сделать раствор соли и соды (по 1 ч. л. на 0,5 л воды). Но если нет такой возможности, то хотя бы воспользоваться нитью и ополаскивать рот водой.
Как выбрать зубную щётку
Важна не только правильная техника чистки, но и щётка. Выбирая изделие, нужно ориентироваться в их многообразии:
- Очень мягкие щётки рассчитаны на детей. Такой вид выбирают детям старше 5 лет, а также людям, у которых диагностирован пародонтит. Ребёнку до 2 лет рекомендуется чистить зубы специальными силиконовыми напальчниками.
- Средняя жёсткость ворсинок. Рекомендована подросткам старше 12 лет.
- Жёсткие щётки. Применять можно только после консультации с врачом. Чрезмерная жёсткость становится причиной разрушения эмали. Рекомендуется применять любителям кофе, курильщикам, людям с увеличенным образованием камня. Но использовать такие щётки можно только тем, у кого крепкая эмаль и здоровая полость рта.
- Очень жёсткая щётка. Речь идёт о щётках, используемых в случаях, когда установлены мосты и брекеты.
- Электрические щётки. По мнению стоматологов, они лучше всего удаляют мягкие отложения. Кроме этого, не нужно совершать дополнительных движений во время чистки. Достаточно медленно провести прибором по поверхности зубов, все остальное электрощётка сделает сама. Но если ткани дёсен слабые, то такая процедура может стать причиной травмирования.
- Ультразвуковые щётки. Не повреждают дёсны. Разрешены к использованию при заболеваниях полости рта, установленных брекетах или имплантах. Ультразвук очищает открытые поверхности, удаляет бактерии на глубине 5 мм под дёснами.
- Размер рабочей головки. Следует отдавать предпочтение изделиям с небольшими рабочими головками. Таким образом можно предупредить травмирование мягких тканей.
Обращайте внимание и на маркировку уровня жёсткости. Ответственные производители всегда указывают её на упаковке:
- sensitive – очень мягкие щётки;
- soft – мягкая;
- medium – щётки со средней жёсткостью;
- hard – очень жёсткая;
- extra-hard – специальные щётки, устраняющие большое количество налёта и адресованы людям с установленными реставрационными конструкциями.
Важное правило: менять щётку нужно каждые 3 месяца.
Выбор зубной пасты
Практически все пасты являются лечебно-профилактическими. Служат для механического очищения и способствуют профилактике кариеса, пародонтита, пародонтоза. Для этого в состав включены различные компоненты, которые следует учитывать при выборе средства по уходу:
- Фториды и кальций. Включаются в состав для профилактики кариеса и восстановления структуры эмали.
- Лекарственные растения, эфирные масла, антисептические вещества (хлоргексидин, триклозан). Устраняют кровоточивость, отёк дёсен, убирают налёт.
- Калий, стронций, аминофторид, гидроксиапатит. Снижают чувствительность тканей, снимают болезненность.
- Ферменты (папаин) и антимикробные вещества (лизоцим, лактоферрин, лактопероксидаза). Добавляются в отбеливающие пасты, чтобы повысить эффективность удаления налёта.
- Витаминный комплекс (А, Е, С, В, каротолин). Улучшает обменные процессы, ускоряет заживление слизистой оболочки.
Выбирать пасту нужно в зависимости от имеющихся стоматологических проблем. Не увлекайтесь фторсодержащими пастами. При переизбытке фтора может развиться флюороз. Поэтому фторсодержащие пасты используют не более 1 раза в день.
Пошаговая инструкция
Проводить очищение необходимо 3 минуты! Уделять особое внимание следует труднодоступным областям: линии дёсен, межзубным промежуткам.
Схема чистки:
- Намочите щётку тёплой водой.
- Нанесите пасту тонкой полоской на щётку.
- Начинайте очищение с верхней челюсти. Сначала обработайте дальние коренные и жевательные зубы за щеками.
- Направление движений – слева направо. Если вы левша, лучше начинайте справа.
- Основное правило методики – щётку располагайте параллельно дёснам.
- Не надавливайте сильно на щётку.
- Движения – круговые, каждую область чистите 10 сек. За это время делайте 10 движений щёткой.
- После начинайте чистку от дёсен к нижним краям.
- Далее обработайте внутренние поверхности таким же образом.
- Очистите язык и внутренние поверхности щёк.
- Прополощите рот, 3 раза сменив воду.
Не забывайте после каждой процедуры мыть щётку и обрабатывать антисептиком.
Зубочистки и жевательные резинки
Зубочистки стоматологи не рекомендуют использовать вообще. Древесина, из которой они сделаны, при очищении расслаивается. Отделившиеся частички её могут остаться между зубами, со временем начать гнить и вызвать воспаление. И также во время пользования зубочисткой можно травмировать десну, даже не замечая этого. В качестве альтернативы используйте нить.
Ошибочно мнение, что жвачка поможет избавиться от налёта и застрявших кусочков пищи. Да, несомненно, какие-то части оставшейся пищи прилипнут к жвачке. Но в процессе жевания, во время надавливания дёсен друг на друга, эти же частицы могут застрять в межзубном пространстве.
Кроме этого, к жвачке «любят» прилипать недавно поставленные пломбы, не выдержавшие длительного воздействия.
Жвачки не укрепляют дёсны, это происходит в процессе равномерного жевания, а не при сдавливании челюстей в одном месте. Жевание жвачки обычно одностороннее и может привести к атрофии мускулатуры с противоположной стороны, потому что она не будет получать ту нагрузку, которая необходима.
Ещё один минус – постоянное жевание приведёт к перегрузке пародонта. На фоне чего может развиться пародонтит и гингивит.
В жвачках содержатся красители, подсластители. Не забывайте, что краситель E131 (содержится, например, в жевательной резинке «Стиморол») вызывает образование раковых клеток, Е171 – заболевания печени и почек.
Чтобы удалить остатки пищи после еды, лучше ополоснуть рот водой 2–3 раза или воспользоваться ополаскивателем, пенкой.
Надо ли чистить зубы после каждого приёма пищи?
Чистить зубы каждый раз после еды можно. Придерживайтесь некоторых правил. Во время утреннего туалета и на ночь врачи рекомендуют пользоваться фторсодержащими пастами. Но так как применять их часто нельзя, то каждый раз после еды необходимо проводить очищение средствами без содержания абразивных частиц, отбеливающих компонентов. Лучше остановить выбор на пасте с экстрактами лекарственных трав. В этом случае негативное влияние на эмаль оказываться не будет.
Когда лучше чистить зубы – до завтрака или после?
В ночное время в ротовой полости размножаются бактерии. Кроме этого, за 8 часов сна образовывается мягкий налёт на зубной поверхности. Если вы не почистите зубы до завтрака, то вместе с пищей проглотите зачатки вредоносной инфекции ротовой полости. Как следствие, можно получить раздражение желудка и воспаление его стенок.
Золотая середина – проводите чистку утром до завтрака, а после еды – прополощите рот водой, раствором соли или ополаскивателем.
Как правильно чистить зубы с брекетами
При установленных брекетах зубы необходимо чистить 3 раза в сутки. Вне зависимости от того, съёмные брекеты у вас или нет, очищение нужно в первую очередь проводить стандартным способом с помощью щётки и пасты.
Обязательное условие для брекетов и виниров – использование ирригатора. Это приспособление тонкой струёй жидкости под высоким давлением качественно очищает эмаль, десневые карманы и пространство между зубами от свежего и старого налёта.
Как правильно чистить зубы с реставрационными конструкциями
Следует придерживаться таких правил:
- При поставленных мостах уделяйте внимание пространству между десной и мостом.
- При имплантированных зубах не пользуйтесь жёсткими щётками, особенно если они были установлены недавно (это может стать причиной отторжения).
- Используйте ирригатор.
Людям с протезами в обязательном порядке нужно проходить профилактические осмотры и выполнять профессиональную чистку зубов.
Как правильно чистить зубы электрической щёткой?
Электрощётка может совершать до 25 тысяч вращений в минуту. Поэтому процедура очищения занимает меньше времени.
Существуют более мощные щётки, например, от компании «Орал-Би». Они совершают до 45 тысяч вращений в минуту.
Схема использования, в принципе, стандартная. Вам не нужно напрягаться и делать какие-либо движения. Она работает сама. Держать щётку нужно параллельно зубам, не надавливать и продвигать по поверхности.
Время процедуры – 1,5–2 минуты.
Доктор Зубастик рекомендует
После каждой процедуры промывайте щётку. Не храните детские и взрослые приспособления для чистки зубов в одном месте – инфекция легко переселится на соседние средства гигиены.
Интересно! Древние люди употребляли пищу, дарованную самой природой, получая при этом большое количество витаминов и массажный эффект для дёсен. Доживали до старости, сохраняя все зубы в прекрасном состоянии. Предки ели грубую, твёрдую пищу, фрукты, не пользуясь ножом. По данным исследователей-антропологов, древний человек не знал кариеса. Отсутствие зубов могло быть только следствием выживания и борьбы со зверем.
Поделиться новостью в соцсетях Об авторе: Dr. Zubastik
Обычно зубная боль начинает ослабевать уже по пути в поликлинику и окончательно проходит через 10 минут сидения в очереди на приём к стоматологу.
« Предыдущая запись Следующая запись »drzubastik.ru