Содержание

Классификация дефектов зубных рядов может быть 2 видов

Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.

Какая классификация лучше?

Классика ортопедической стоматологии -классификация по Кеннеди. В ней дефекты зубных рядов делятся на 4 класса: одно- и двусторонние концевые, включенные в боковых и во фронтальном участке. При этом отсутствие нескольких зубов в боковом участке с одной стороны и с обеих сторон приходится относить к одному классу, что на практике не всегда удобно. Поэтому некоторые стоматологи в клинике используют более детальную классификацию Гаврилова. Классы в этих системах могут не совпадать по номерам, поэтому при формулировке диагноза врач обязательно должен указывать, какую классификацию он использует, по Гаврилову или по Кеннеди.

Дефекты зубного ряда

Классификация по Кеннеди

I класс – жевательные зубы отсутствуют с обеих сторон, зубной ряд укорочен и заканчивается на 5 6 зубе с каждой стороны;

II класс – укорочение зубной дуги с одной стороны, моляры отсутствуют справа или слева;

III класс – отсутствует несколько зубов в боковом участке, но замыкающие – сохранены;

IV класс – отсутствие резцов или клыков в переднем участке челюсти.

Классификация по Кеннеди

Если есть несколько изолированных дефектов, присваивается более низкий класс. Например, если отсутствует два зуба в переднем участке и три моляра справа – дефект относят к первому классу. В этом отношении классификации Кеннеди не совсем удобна. К одной группе относят в корне различные клинические ситуации, план протезирования при которых будет различным.

Классификация по Гаврилову

1 класс – отсутствие жевательных зубов справа или слева;

2 класс – утрата дистальной опоры зубного ряда с обеих сторон;

3 класс – отсутствует несколько жевательных зубов при наличии замыкающих с одной стороны;

4 класс – отсутствие нескольких моляров с сохранением дистальных опор с двух сторон;

5 класс – отсутствие нескольких резцов и/или клыков;

6 класс – комбинированные дефекты зубных рядов;

7 класс – на челюсти сохраняется один зуб.

Классификация по Гаврилову

Классификация по Гаврилову более подробна в сравнении с систематикой Кеннеди и лучше отражает клиническую ситуацию, поэтому при постановке диагноза с ее использованием планировать лечение проще.

По Кеннеди и Гаврилову

II класс по Кеннеди — 1 по Гаврилову

Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.

Возможны следующие варианты ортопедического лечения:

  • частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
  • бюгельный протез за счет наличия литых кламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
  • протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.

I класс по Кеннеди — 2 по Гаврилову

Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.

I класс по Кеннеди — 2 по Гаврилову

Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.

III класс по Кеннеди — 3 по Гаврилову

Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:

  • мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
  • съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, — при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
  • установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.

III класс по Кеннеди — 4 по Гаврилову

Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.

Отсутствие зубов

IV класс по Кеннеди — 5 класс по Гаврилову

Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.

Имплантаты помогают полностью восстановить жевательную эффективность и эстетику передних зубов. Это единственная локализация, при которой одномоментная с удалением зуба установка имплантата предпочтительна. При этом создаются оптимальные условия для заживления, не происходит потеря десны и костной ткани. Эстетический результат таких конструкций – вне конкуренции.

6 класс по Гаврилову

При комбинированных дефектах планирование строго индивидуально. Этот вариант в классификации Кеннеди не отражен.

7 класс по Гаврилову

Эта разновидность дефектов зубных рядов в классификации по Кеннеди относят к двусторонним концевым в то время как клинические проявления и план лечения в этих двух случаях могут радикально отличаться. Одиночно стоящие зубы ранее предлагалось использовать как опору для фиксации съемного протеза, особенно на нижней челюсти, где условия для этого, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С появлением имплантации необходимость правдами и неправдами сохранять последний зуб отпала. Протезирование при одиночно стоящих зубах, как и на полностью беззубых челюстях с помощью проводится с помощью имплантатов.

Загрузка…

izubki.ru

Лечение всех видов дефектов зубных рядов — современные классификации дефектов

Указанное заболевание легко распознать по отсутствию одного или нескольких зубов, что вызывает дискомфорт при жевании, разговоре. Игнорирование подобных нарушений может негативно сказаться на здоровых зубах, привести к уменьшению объема костной ткани на челюсти.

Очень важно вовремя обратиться за помощью к стоматологу или ортодонту, которые смогут предоставить адекватное лечение.

Содержание статьи:

Виды дефектов зубных рядов — классификации по Кеннеди, по Гаврилову, по Бетельману

В самых общих чертах рассматриваемый стоматологический недуг можно классифицировать следующим образом:

  1. Погрешности в строении передних зубов. Это зачастую касается клыков и резцов.
  2. Недостатки в структуре зубов, что размещены за клыками.
  3. Дефекты, связанные с самыми крайними коронками в зубном ряде.
  4. Недостатки, которые присутствуют в передней+задней части дуги.

Наиболее же распространенными являются следующие группы классификаций:

По Кеннеди

Основывается на таких дефектах:

  • I группа. Протяженность зубного ряда с обеих сторон ограничивается 5 или 6-м зубом. Жевательных коронок нету.
  • II группа. Длина зубной дуги уменьшена за счет отсутствия мoляров c левoй/правой стороны.
  • III группа. Замыкающие коронки в конце ряда сохраняются, но в бoковой зоне недостает нескoльких зубoв.
  • IV группа. Деформациям подвержен передний участок челюсти: здесь отсутствуют клыки/резцы.
Организовывать лечение при данном типе клaссификации не слишком удобно: если имеет место быть сразу несколько аномалий, болезни присваивается более низкая группа.

Это оказывает эффект на план протезирования: к идентичной группе могут относиться абсолютно разные клинические случаи.

По Гаврилову

Указанное деление дефектов является достаточно детальным: соответствующему специалисту будет легче определиться с методом лечения.

  • I класс. Имеются изъяны в конце зубной дуги: справа или слева.
  • II класс. Дистальная опора на верхней/нижней челюсти потеряна с двух сторон.
  • III класс. В боковом участке зубного ряда нету нескольких жевательных зубов, но замыкающая коронка присутствует.
  • IV класс. Дистальные опоры по обе стороны сохраняются, но имеются изъяны боковых секций зубного ряда.
  • V класс. Спереди дуги отсутствуют несколько зубов.
  • VI класс. Есть дефекты комбинированного характера.
  • VII класс. На челюсти остается единственный зуб.

По Бетельману

Выделяют 2 класса, каждый из которых имеет 2 подкласса.

I класс. Характеризуется наличием т.н. концевых дефектов, при которых жевательные зубы, начиная с 5-го или 6-го, отсутствуют. Подобные изъяны могут быть с одной стороны дуги (

I подкласс), либо с двух (II подкласс).

II класс. Предусматривает наличие включенных изъянов, когда в произвольном месте зубной дуги нету коронок.

  • I подкласс. Диагностируется, если имеет место быть один и более включенных дефектов, а количество недостающих зубов одного дефекта не превышает трех.
  • II подкласс. Характеризуется наличием одного и более включенных изъянов, и хотя бы в одном дефекте недостает более трех зубов.

Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?

Спровоцировать рассматриваемый недуг могут различные факторы:

  • Врожденные аномалии. Сюда, в первую очередь, относят адентию, которая может развиться на фоне болезни матери во время вынашивания ребенка. Отсутствие зачатков зубов, сверхкомплектные зубы, диастема, погрешности в структуре эмали могут также передаваться по наследству.
  • Вредные привычки. Длительное использование пустышки, искусственное скармливание, сосание пальцев негативно влияют на формирование прикуса. Тем же, кто любит раскусывать орешки, фисташки следует помнить об опасности раскола коронки, повреждении корня.
  • Кариес. На запущенных стадиях данной патологии пациенты способны утратить сразу несколько зубов. Поэтому гигиена полости рта, регулярное посещение дантиста, своевременное лечение кариозных зубов играет важную роль для сохранности зубного ряда целым.
  • Септические явления, что образовались под воздействием гнойных воспалений. Зуб при подобных реакциях следует немедленно удалять, а привести к подобному результату может пародонтит, периодонтит, киста и некоторые другие стоматологические недуги.
  • Травмы. Утрата зубов по причине драки, падения особо актуальна для мальчиков в возрасте 6-9 лет. В этот период у детей происходит смена зубов: сильный удар способен спровоцировать повреждение корня, что вызовет остановку его развития в будущем.
  • Некоторые детские болезни (рахит, пневмония, ОРВИ), которые диагностируются на этапе формирования зубов. Подобные патологии негативно воздействуют на структуру центральных резцов.
  • Новообразования в пародонте, которые требуют удаления зубов. Они могут возникнуть вследствие погрешностей в работе щитовидной железы, жкт, сердца и дыхательной системы, при гиповитаминозах.

Симптомы дефектов зубных рядов – методы диагностики патологии

Проявления указанной патологии будут зависеть от нескольких составляющих:

  1. Точное место расположения дефекта: нижняя/верхняя челюсть, боковые/передние зубы.
  2. Параметры изъяна.
  3. Вид дефекта (включенный, концевой).
  4. Структура прикуса.
  5. Возраст больного.
  6. Общее состояние десен, зубов.
  7. Количество времени от момента потери зубов до начала лечения.
  8. Причина утраты/повреждения зубов.

Для выявления данного заболевания зачастую инструментального обследования не требуется. Все что нужно — прийти на прием к стоматологу, который в ходе осмотра определит наличие дефекта зубных рядов.

Основные жалобы со стороны пациента будут следующими:

  • Погрешности в прикусе.
  • Невозможность нормально пережевывать пищу.
  • Деформирование костной ткани челюсти.
  • Нарушение дикции (не всегда).

По окончанию сбора анамнеза дантист может направить на рентген. Это будет полезным, если нужно установить точные причины возникновения дефекта; для детального исследования степени поражения корней/кости.


Методы лечения дефектов зубных рядов – восстановление и выправление

Исходя из класса/группы данного заболевания, лечение также будет различаться:

  1. При отсутствии дистальной опоры идеальным решением будет установка имплантов (по каждому на один зуб). Это поможет уберечь здоровые зубы от чрезмерной нагрузки и окажет положительный эффект на способности в аспекте жевания. Если же у пациента имеются противопоказания к указанной процедуре, либо у него недостаточно средств на установку имплантов, врачи делают выбор в пользу бюльгельного протеза.
  2. Если нет боковых жевательных зубов, но замыкающие коронки имеются, может применяться несколько видов восстановления зубного ряда:
    • Несъемный мост с опорой на здоровые коронки. Отрицательным моментом является усиленное давление на опорные зубы. Однако этот способ лечения — наиболее оптимальный в плане денег.
    • Использование съемного бюльгельного протеза. Не самая комфортная конструкция для пациента, а если восстанавливается односторонний изъян, следует ожидать эффекта опрокидывания.
    • Восстановления посредством внедрения имплантов. Здесь учитывается состояние кости челюсти. При ее атрофировании требуется предварительно провести наращивание.
  3. Обширные дефекты зубной дуги лучше всего восстанавливать при помощи нейлоновых зубных протезов. Они не вызывают аллергии, не заметны при разговоре, и снимать их нужно лишь для чистки.
  4. Отсутствие передних зубов актуально восполнять керамическими зубными протезами.
  5. Комплексные дефекты устраняются в индивидуальном порядке. Здесь будет учитываться состояние челюсти, материальные возможности пациента, наличие сопутствующих заболеваний.

Перед протезированием/имплантацией стоматолог осуществляет профессиональную чистку зубов, устраняет кариес, проводит меры по ликвидации воспалительных явлений.

Меры профилактики дефектов зубных рядов

  • Главный враг указанной патологии — кариозные зубы. Лучшим средством защиты в таком случае будет адекватная гигиена полости рта.
  • Это касается также деток, у которых прорезались первые зубки. Родители должны позаботиться о покупке специальной зубной щетки с мягкой щетиной.
  • При любых травмах, которые повлияли на состояние молочных зубов, нужно безотлагательно обращаться к детскому стоматологу.
  • Взрослым же не стоит игнорировать ежегодные визиты к дантисту — даже, если жалоб нет. Профессиональную чистку зубов можно осуществить лишь в кабинете данного специалиста.
  • Неправильный прикус, сверхкомплектные зубы также нужно лечить вовремя. Игнорирование данных дефектов со временем лишь усугубит ситуацию.

www.operabelno.ru

Классификация дефектов зубных рядов | za-rozhdenie.ru

Классификация у пациента дефектов зубного ряда проводится стоматологом для выбора лечения. Учитывается число недостающих зубов, здоровье оставшихся единиц, состояние пародонта.

Существуют закономерности, позволяющие подобрать протез с учетом протяженности, местоположения нарушения. Классификация облегчает общение специалистов-стоматологов между собой, упрощает документирование.

Когда нужно классифицирование?

Любой из способов классификации облегчает ортодонту изучение частичной утраты зубов, упрощает ведение документации, позволяет врачам обозначать проблему во время работы. Однако распространенная классификация не способна дать указаний по выбору конструкции, не может отразить конкретную картину нарушений, вида прикуса, здоровья тканей.

Благодаря систематизации ускоряется, уточняется определение дефекта, проясняется выбор направления лечения. Если не учитывать характер патологии, можно навредить функциональности зубов неправильным протезированием.

Тогда нагрузки распределяются неравномерно, ткани и зубы перегружаются, провоцируя появление осложнений. Чтобы исключить развитие событий ортодонты систематизировали патологии, разделив их по классам, подклассам.

Параметры, позволяющие причислить дефект к определенной группе:

  • недостатки структуры единиц челюсти, идущих после клыков,
  • аномалии строения резцов, клыков,
  • патологии задней либо передней части дуги,
  • проблемы с крайними зубами ряда.

Самые распространенные виды систематизации – по Бетельману, Кеннеди, Гаврилову. Названы по фамилии изобретателей. Не сильно популярные способы – по Жулеву, Эйхнеру, Оксману.

Классификация Кеннеди

Американский стоматолог Эдуард Кеннеди был революционером проведения операций, призванных устранить нарушения прикуса. Накопленный опыт позволил ему в 1921 г. разработать классификацию встречающихся аномалий, выделив 4 класса и 3 подкласса:

зубной ряд

  • 1 класс. Отсутствие жевательных зубов по обеим сторонам дуги. Подклассы различают 3 варианта развития ситуации. Первый – кроме отсутствия моляров, не хватает еще 1 зуба. Второй – отсутствуют моляры и зубы в 2 местах. Третий – кроме моляров, нет зубов в 3 разных местах. Основной способ лечения аномалий этой группы – приспособления с лабильным креплением,
  • 2 класс. Односторонний дефект, потеря дистальной опоры. Предусмотрены 3 подкласса, аналогичные предыдущему. Коррекция таких дефектов осуществляется протезами с палатинальной фиксацией (на стороне здоровых зубов) и приспособлением с лабильным креплением (на участке с дефектом),
  • 3 класс. Односторонняя проблема, присутствие дистальной опоры. Подклассы те же, что указаны выше. Оптимальным протезом становится мостовидная съемная конструкция, которая крепится кламмерами,
  • 4 класс. Относятся клинические ситуации, когда у пациента нет передних зубов. Устраняется проблема установкой протеза с опорными кламмерами.

Систематизация по Эйхнеру

Систематизация была предложена К. Эйхнером. Он предположил, что зубная дуга состоит из 4 защитных зон, состоящих из моляров и премоляров на каждой стороне. Они отвечают за межальвеолярную высоту. Если речь о дефектах зубов, Эйхнер предлагает выделить три группы:

  • А – присутствуют ряды, где есть зубы антагонисты во всех 4 зонах,
  • В – одна либо несколько зон без антагонистов,
  • С – нет антагонистов во всех 4 зонах.

Система Гаврилова

Е.И. Гаврилов – доктор медицинских наук, видный научный деятель Советского Союза. Задачей он ставил не только возвращение эстетики зубному ряду, но и функциональности, распределения нагрузки по всем участкам челюсти. Систематизация, разработанная Гавриловым, определяет детальное описание проблемы, что помогает врачу определить схему лечения. Ученый систематизировал проблемы по 7 группам.

Испытываете ли волнение перед визитом к стоматологу?ДаНет

I класс. Сюда относят дефекты с правой, левой стороны конца зубной дуги.

Варианты лечения:

  • бюгельный протез с литыми кламмерами аккуратно воздействует на зубы, выполняющие функцию опоры,
  • съемный частичный пластинчатый протез. Есть недостатки – слабая фиксация, вероятность опрокидывания во время еды из-за односторонней нагрузки,
  • протезирование с имплантами – несъемный протез, восстанавливающий функциональность челюстей без нагрузок. Если нет противопоказаний, то этот вариант считается лучшим.

II класс. К этой группе относятся дефекты, когда дистальная опора одной из челюстей утрачена. Варианты протезирования подбираются аналогично состояниям. Двустороннее наличие проблем у концов челюстей обеспечивает фиксацию съемного протеза, нагрузка равномерно распределяется по ряду. Во время выбора конструкций останавливаются на бюгельном протезе, когда речь идет о проблемах верхней челюсти. Благодаря металлической дуге удается снизить габариты пластинки, а небо остается открытым.

При состояниях, относящихся к этой группе, можно выбрать несъемное протезирование. Такая методика восстановления функциональности челюсти допустима при установке имплантов. Для ситуаций, когда зубы давно утрачены, лечения не было, признаком становится дефицит костной ткани. Технологии позволяют провести операцию по ее наращиванию. Если нет противопоказаний, а гигиенические навыки удовлетворительные, то протезирование с помощью имплантов будет эффективным решением задачи, чем съемные конструкции.

зубной ряд

III класс. К этой группе относятся дефекты, сопровождающееся отсутствием моляров, при условии, что крайний моляр сохранился.

Восстановить зубной ряд можно съемными, несъемными протезами таких видов:

  • бюгельный протез съемного типа. Хороший вариант, но не комфортный. Недостатки обусловлены тем, что конструкция снимается, а при одностороннем эффекте опрокидывается,
  • мостовидная конструкция, одна из опор которой фиксируется на жевательном зубе. Это недорогой вариант протезирования. К достоинствам метода относят надежность фиксации, к недостаткам – нагрузку опор. Противопоказаниями к выбору моста становятся болезни пародонта, подвижность зубных единиц,
  • лидирующие позиции занимает имплантация. Этот способ обеспечивает максимум комфорта, физиологичность, идентичную натуральной. Исключена нагрузка опорных зубов, здоровые ткани нет нужды стачивать, зато жевательная, эстетическая функция полностью восстанавливаются.

IV класс. К такой группе относят состояния, когда боковые секции имеют изъяны, но дистальные опоры сохранены. Варианты устранения проблемы аналогичны указанным выше, но бюгельные протезы уже не имеют недостатков, поскольку здесь нагрузка равномерно распределяется по всем зубам.

V класс. Включает состояния, при которых на передней части души отсутствует сразу несколько единиц. Восстановить зубной ряд помогут мостовидные, съемные протезы. Чтобы обеспечить им надежную фиксацию, задействуют кламмеры. Такие крепления заметны на зубах, поэтому эстетичность будет не на высоте. Учитывая, что речь идет о зубах, участвующих в улыбке, отдавать предпочтение такому способу лечения не следует. Мосты при наличии прочных опор обеспечивают отличную функциональность, но смотрятся некрасиво, особенно, если присутствует зазор между десной и шейкой искусственной коронки.

В отличие от предыдущих способов лечения, импланты практически не имеют недостатков (за исключением цены). Они способны вернуть утраченную эстетику, жевательную функцию. Предпочтительной становится одномоментная имплантация, при которой зуб удаляется, на его место сразу устанавливается искусственный корень. Это позволяет сохранить форму десны, количество костной ткани челюсти, создаются оптимальные условия заживления раны. Полученный результат по эстетическим показателям не имеет равных.

VI класс. Сюда относят комбинированные дефекты. Планирование выполняется с учетом выявленных проблем.

VII класс. Последняя группа, куда относятся все патологии, при которых во рту остался всего один зуб.

Систематизация по Гаврилову применяется ортодонтами, позволяет выбрать оптимальную конструкцию для протезирования в широком разнообразии состояний. Потом одиночно расположенные зубы использовались в качестве опоры съемных протезов. Распространена такая практика была в отношении проблем нижней челюсти.

Благодаря имплантации больше нет необходимости сохранять зуб, если для этого мало оснований. Импланты способны стать опорой под разные ортодонтические конструкции при наличии одиночных зубов, при полной адентии.

Классификация Бетельмана

Бетельман разработал вид систематизации, позволяющей подобрать зубной протез при стоматологических проблемах. Его классификация подразумевает разделение отклонений на 2 класса, в каждом – 2 подкласса.

зубной ряд

I класс. Относят состояния, когда выявляются концевые дефекты (нет моляров, начиная с 5 либо 6 единицы и до конца челюсти). Если проблемы локализуются на одной стороне дуги, их относят к I подклассу, если с обеих сторон – ко II подклассу.

II класс. К этой группе стоматологических проблем относят отсутствие коронок в любом месте зубной дуги. Различают 2 подкласса:

  • Состояния, при которых выявляется 1 и больше включенных дефектов, при этом один проблемный участок включает до 3 недостающих единиц.
  • Наличие 1 и больше включенных изъянов, при этом дефект включает более 3 недостающих единиц.

Классификация Жулева

Е.Н. Жулев – профессор, представитель медицинской академии Н. Новгорода. Систематизацию зубочелюстных проблем Жулев представит в 1989 г. Суть сводится к распределению патологий на 5 групп (классов):

  • Ямки, впадинки, полости в фиссурах.
  • Ямки на резцах, полости в фиссурах.
  • Полости на поверхности резцов и боковых зубов.
  • Полости в придесневой, пришеечной области.
  • Комбинированные аномалии, включающие признаки, указанные выше.

Помимо перечисленных, есть известные систематизации дефектов зубных рядов, но они используются реже.

za-rozhdenie.ru

Дефекты зубных рядов — Классификация, причины, симптомы, диагностика, лечение

Еще в позапрошлом столетии многие врачи принимали участие в разработке и упорядочении основных видов аномалий зубных рядов. Ведь классификация дает возможность точно и быстро определить форму болезни, характер отклонений, подобрать оптимальную терапию. Если пациент обратится в частную стоматологическую клинику, ему окажут профессиональную помощь квалифицированные дантисты. 

В современной медицине используется несколько типологий болезни. Все системы имеют как положительные стороны, так и недочеты. Зато, любая систематизация облегчает понимание сложностей в клинической картине. К примеру, А.И. Бетельман делит аномалии на 2 класса, в каждом из которых выделяет еще подклассы. Аномалии могут локализоваться на нижней или верхней челюсти, являться комбинированными, включенными, концевыми. По протяженности они делятся на большие (потеря больше шести единиц), средние (от 4 до 5 органов), малые (1-3 единицы).

Системы Кеннеди и Гаврилова имеют свои отличия. По Кеннеди принято разделять аномалии на 4 класса.  Хотя разработка оригинальна, она обширная. Если в любой системе указано, что передние дуги имеют патологии, значит, поражены резцы и клыки.  Аномалии дистальные или концевые – это поражение премоляров и моляров. Включенные патологии могут захватывать все части дуги.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди, включающая четыре группы поражений, к первой относит дуги, у которых имеется двусторонний концевой изъян. Во второй класс включены дуги, имеющие односторонние концевые изъяны, в третий – включенные аномалии бокового отдела, в четвертый – включенные аномалии переднего отдела. Кроме того, каждая группа, кроме последней, разделена на подклассы. Система разработана в 20-е годы 20 века.

По утверждению Кеннеди (американского дентального хирурга), если в ряду несколько аномальных явлений, которые относятся к разным группам, изъян следует относить к тому, что меньше по порядку. В таких случаях учитываются дополнения Апплегате. Некоторые особенности:

При первом классе патологии предполагается протезная конструкция с лабильным креплением. Основная структура протеза при втором классе изъянов — палатинальная фиксация конструкции. Съемные мостовидные конструкции устанавливаются пациентам с третьей группой аномалий.  Протезы имеют опорные кламмеры. Ортодонтическая конструкция при четвертом виде патологии тоже съемная, мостовидная с кламмерными опорами.

По Гаврилову

Классификация дефектов зубных рядов по Гаврилову отличается от предыдущей системы. Ее особенностью является то, что он отнес челюсти с некоторыми сохранившимися единицами в отдельную группу. Аномалии поделены на четыре класса.

  • Первый включает все концевые поражения;
  • Ко второму относятся передние аномалии и все боковые;
  • Третья группа – это комбинированные патологии;
  • В четвертую группу входят челюстные дефекты с единицами, которые сохранились и стоят одиночно;

Е.И. Гаврилов еще в 60-е годы прошлого столетия предложил различать такие изъяны, как включенные патологии боковых отделов челюсти. Подготовительные работы и способы протезирования таких аномалий имеют определенные аспекты.

По Эйхнеру

Популярностью пользуются также системы Оксмана, Жулева и других ученых. Особенно выделяется среди них классификация по Эйхнеру. Он применил принцип, который утверждает, что в ряду есть 4 зоны защиты. В них входят премолярные единицы и молярные жевательные органы  справа и слева. Все эти органы удерживают межальвеолярную высоту. Поэтому, автор разделил ряды на 3 класса в зависимости от того, сколько сохранилось защитных зон у пациента. Классы он обозначил буквами А, В и С.

  • Группа (А) включает те дуги, которые имеют антагонистов на всех защитных участках.
  • Группа (В) – это те челюсти, где зоны частично утрачены.
  • Группу (С) составляют те зубные линии, которые не имеют антагонистов.

Другими словами, Эйхнер утверждал, первый класс  состоит из дуг, имеющих зубы-антагонисты во всех зонах, второй – только на некоторых участках, причем, как на одном, так и на нескольких. Особенностью третьего класса является потеря антагонистов на всех 3-х участках.

Причины

Потерю жевательных органов могут спровоцировать много факторов, к примеру, отсутствие зубов-антагонистов. Этот и другие недостатки появляются по причине:

  1. Наследственной предрасположенности;
  2. Осложнениями кариоза;
  3. Генетическими болезнями;
  4. Травмами и механическими повреждениями, которые образуются при авариях, сильных ударах в челюсти;
  5. Появления осложнений после инфекционных заболеваний;
  6. Расстройств эндокринной системы;
  7. Осложнения пародонтита;
  8. Вторичных аномалий, которые возникают при отсутствия коррекции, несвоевременном лечении, длительном игнорировании имеющихся патологий;
  9. Воспалительных процессов полости рта;
  10. Пародонтоза, когда пародонт глубоко поражен;
  11. Задержек в прорезывании жевательных органов;
  12. Некорректных оперативных вмешательств;

Основная методика лечения – протезирование зубов. Ортопедический аппарат помогает пациенту полноценно пережевывать пищу, улучшить качество жизни. 

Симптомы

 У пациентов с нарушением непрерывности ряда перегружаются отдельные группы жевательных органов, нарушается жевательная функция, а также дикция, неправильно работает височно-нижнечелюстной суставный узел. Если терапия отсутствует, развивается вторичное деформирование прикуса, при котором серьезно страдают жевательные мышцы. Если отсутствие фронтальных единиц негативно отражается на внешности, то концевой дефект зубного ряда приводит к нарушениям в работе желудочно-кишечного тракта. Постепенно формируются такие группы единиц:

  • Жевательные органы с сохраненными функциями;
  • Резцы, клыки, премоляры, моляры с утраченной способностью к действию;

От неравномерной нагрузки начинается смещение дуги в целом или резцов, а также происходит деформирование окклюзионных зон. Иногда диагностируются апраксии речи, возможна неполная атрофия костной ткани. В дальнейшем сильнее сдвигаются участки с высокой нагрузкой от нормальной оси. При потере единиц часто уменьшается межальвеолярное расстояние, а также укорачивается нижняя часть лица, появляются морщины, западают мягкие ткани, формируются складки на коже. Эстетические изъяны  и неправильная речь приводят к нежеланию больного общаться с окружающими.

Диагностика

Чтобы успешно лечить пациентов, следует провести тщательное обследование. При появлении начальных признаков больным нужно обратиться к врачу-дантисту. Он осмотрит полость рта, оценит состояние десен и жевательных органов. При необходимости пациент будет направлен на дополнительные исследования. По показаниям назначается инструментальная диагностика. Если нужна консультация эндокринолога, терапевта, гастроэнтеролога, больной направляется к этим специалистам. Консультирование ортодонта важно для составления схемы коррекции и протезирования.

Как правило, патология имеет специфическую выраженность, поэтому она диагностируется при визуальном первичном осмотре. Установление провоцирующих факторов требует, чаще всего, дополнительных диагностических процедур. С целью постановки окончательного диагноза, а также определения терапевтических методов, врачи могут направить больного на рентгенографию. Она позволит получить полную информацию и составить правильный план лечения.

Лечение

Предварительное лечение пациента, перед тем как будет проведена имплантация зубов, включает в себя санацию ротовой полости и специальные терапевтические мероприятия. Патологию поможет исправить  мостовидный протез, пластиночное или дуговое протезирование. В зависимости от размеров и характера аномалий, применяются различные виды конструкций:

  • Не съемные мосты закрывают небольшие изъяны. Также, в такой ситуации используют вкладки и виниры.
  • Когда нарушены большие площади, коррекция выполняется с помощью имплантатов мостообразной формы. Коронки могут быть металлокерамическими, металлическими, из прочих материалов.
  • Обширные поражения и адентия лечится съемным протезированием. Зачастую имплантаты делаются из акрила.
  • Если отсутствует большая группа единиц, практикуется установление частично съемных конструкций.
  • Пациентам с чрезмерно глубоким прикусом, повышенной стираемостью эмали специалисты рекомендуют бюгельное протезирование.

Большинство клиентов отмечают, что современные конструкции и системы удобны, практичны, долговечны, прочны. Занимаются протезированием врачи-ортодонты. Качественные материалы позволяют добиться  высоких эстетических результатов. После подборки конструкций выполняется санация, удаление сильно пораженных коронок и корней. Обязательно проводится профессиональная чистка полости рта,  удаление налета и камня, терапия кариоза.

Опорные единицы препарируются, после этого делается челюстной слепок. По нему в лаборатории создаются искусственные коронки, подбирается их цвет. Окончательный протез делается после примерки. Его фиксируют цементом. Съемные конструкции делают методом литьевой прессовки. После этого они проходят полимеризацию. Когда отсутствует целая  группа единиц, а пациент не соглашается на препарирование, применяют частично съемные системы. Нейлоновые конструкции решают небольшие патологии, значительные аномалии, проблему адентии. Керамика – это популярный материал для протезирования фронтальной группы зубов.

Очень важны профилактические мероприятия. Следует постоянно соблюдать правила гигиены ротовой полости, систематически проходить осмотры у дантиста, чтобы оперативно устранять образовавшиеся патологии. Устранить дефекты зубных рядов на начальной стадии легче. Это поможет предотвратить тяжелые осложнения.


artestom.ru

Классификация Кеннеди

Восстановление утраченных зубов всегда было проблемой для стоматологов. Сегодня врачи делают все возможное, чтобы сохранить каждый зуб, потому как в будущем восстановление этих дефектов может оказаться очень сложной задачей.

Для того, чтобы помочь себе при планировании лечения, врачи-стоматологи создали классификацию, где учтены все клинические ситуации. Таким образом, врач имеет соответствующие протоколы действий и может легко оценить результаты и успешность лечения каждого случая.

Классификация дефектов зубных рядов была создана Эдвардом Кеннеди в 1923 году, и, нынче она известна как классификация по Кеннеди. Ее легко запомнить, она проста и практична. В зависимости от расположения отсутствующих зубов, Кеннеди классифицирует челюсть на 4 основных класса. Эта классификация позволяет обозначить тип будущего протезирования.

Классификация дефектов по Кеннеди

Классификация Кеннеди содержит 4 основные группы:

  • 1 класс по Кеннеди: двусторонние концевые дефекты, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. Класс указывает, что в дистальных участках зубного ряда нет жевательных зубов.
  • 2 класс по Кеннеди: односторонний дефект зубного ряда, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. У пациента отсутствуют жевательные зубы только на одной стороне зубного ряда.
  • 3 класс по Кеннеди: включенный дефект естественных зубов передней или задней областей. Концевой дефект отсутствует из-за наличия опорных жевательных зубов на одной стороне челюсти. Этот класс наиболее часто наблюдается у больных.
  • 4 класс по Кеннеди: включенный дефект фронтального участка. Данный класс встречается довольно редко, но может наблюдаться у больных с заболеваниями пародонта, либо у больных после травмы передних зубов.
1 класс по Кеннеди

1 класс по Кеннеди: двусторонние концевые дефекты

2 класс по Кеннеди

2 класс по Кеннеди: односторонние концевые дефекты

3 класс по Кеннеди

3 класс по Кеннеди: включенный дефект в боковом отделе

4 класс по Кеннеди

4 класс по Кеннеди: включенный дефект переднего отдела

 

В 1954 году классификация Кеннеди была дополнена (модифицирована) доктором Эпплгейтом (Applegate), который добавил 8 правил:

  1. Классификация должна отражать реальную картину в зубных рядов и не предшествовать удалению зубов.
  2. Если зуб мудрости отсутствует в зубном ряду и он не будет замещаться, тогда в классификации он не учитывается.
  3. Третий моляр учитывается, если он используется как опорный зуб
  4. Если вторые моляры одной челюсти отсутствуют и они не будут замещены, тогда в классификации они игнорируются
  5. Дистальные дефекты всегда служат основой для выбора правильного класса
  6. Дополнительные дефекты зубного ряда называются подклассами и записываются отдельно
  7. Учитывается только количество дефектов, их протяженность не имеет значения
  8. Лишь одни, 4 класс по Кеннеди не имеет подклассов! Все дефекты, которые расположены дистальнее фронтального участка определяют класс дефекта зубного ряда.

Классификация по Кеннеди с подклассами

Классификация по Кеннеди с подклассами

Классификация по Кеннеди с подклассами

Классификация зубных дефектов по Кеннеди используется только в ортопедической стоматологии, как и созданная позже классификация Бетельмана. Для определения разрушения коронковой части отдельно стоящего зуба используется классификация ИРОПЗ Миликевича, врачи стоматологи-терапевты в клинической практике применяют классификацию Блэка для правильного детализации кариозных процессов.

zubodont.ru

222222Частичная вторичная адентия. Изменения в зубочелюстной системе при вторичной частичной адентии. Классификации дефектов зубных рядов.

Адентия — отсутствие нескольких или всех зубов.   Различают приобретенную (в результате заболевания или травмы), врожденную наследственную адентию.

Наиболее распространенными причинами вторичной частичной адентии являются кариес и его осложнения — пульпит и периодонтит, а также заболевания пародонта — пародонтиты.

Патогенетические основы частичной вторичной адентии как самостоятельной формы поражения зубочелюстной системы обусловлены большими адаптационными и компенсаторными механизмами зубочелюстной системы. Начало болезни связано с удалением зуба и образованием дефекта в зубном ряду и как следствием последнего — изменением функции жевания. Единая в морфофункциональном отношении зубочелюстная система распадает. ся при наличии нефункционирующих зубов (эти зубы лишены антагонистов) и возрастнбов, функциональная деятельность которых повышена. Субъективно человек, потерявший один, два и даже три зуба, может не замечать нарушения функции жевания. Однако, несмотря на отсутствие субъективных симптомов поражения зубочелюстной системы, в ней происходят существенные изменения.

Увеличивающаяся со временем количественная потеря зубов ведет к изменению функции жевания. Эти изменения зависят от топографии дефектов и количественной потери зубов: на участках зубного ряда, где нет антагонистов, человек разжевывать или откусывать пищу не может, эти функции выполняют сохраненные группы антагонистов. Перенос функции откусывания на группу клыков или премоляров вследствие потери передних зубов, а при потере жевательных — функции разжевывания на группу премоляров или даже переднюю группу зубов нарушает функции тканей пародонта, мышечной системы, элементов височнонижнечелюстных  суставов.

Классификация вторичной частичной адентии по Е.И. Гаврилову 1 класс-  односторонний концевой дефект, 2 класс — двусторонние концевые дефекты, 3 класс — односторонний включенный дефект бокового отдела зубного ряда, 4 класс — двусторонние включенные дефекты боковых отделов зубного ряда, 5 класс — включенный дефект переднего отдела зубного ряда, 6 класс — комбинированные дефекты, 7 класс — челюсть с одиночно сохранившимся зубом.

Классификация дефектов зубных рядов Е.И. Гаврилова (1966) В ней выделяется четыре группы  дефектов:  1. Концевые односторонние и двусторонние.  2. Включенные (боковые односторонние, двусторонние и передние).  3. Комбинированные.  4. Челюсти с одиночно сохранившимися зубами.

Классификация дефектов зубных рядов Кеннеди (1923) 1 класс — потеря жевательных зубов с обеих сторон. Основная конструкция  протеза — лабильное крепление. От основного бюгеля отходят ответвления  для укрепления на них искусственных зубов, восстанавливающих зубной  ряд.  2 класс — односторонний дефект зубного ряда при потере дистальной  опоры. Основная конструкция протеза — палатинальная фиксация протеза со  стороны челюсти с сохранившимися зубами и лабильное крепление протеза  на стороне дефекта зубного ряда.  3 класс — односторонний дефект при  наличии дистальной опоры. Основная конструкция протеза — съемный  мостовидный протез на опорных кламмерах.  4 класс — дефекты во  фронтальном участке зубного ряда. Конструкция протеза — съемный  мостовидный протез с опорными кламмерами.

3333333Вкладки. Виды вкладок. Показание к протезированию вкладками. Вкладки как фиксирующие элементы. Преимущество перед пломбами. Правила препарирования зуба под вкладки. Клинические и лабораторные этапы изготовления вкладок.

Вкладки являются одним из способов восстановлении (реконструкции) зубов, наравне с пломбами. В стоматологии различают несколько видов вкладок, они могут выполнять разные функции.

studfile.net

Классификация дефектов зубных рядов по Гаврилову

Классификация по Гаврилову – являет собой внятную систему дефектов зубных рядов, обладающей доступной структурой. Такая совокупность элементов, доказала свою практичность в методике стоматологического протезирования.

«Особенностью классификации по Гаврилову является выделение в особую группу челюстей с одиночно сохранившимися зубами»

Промежутки в зубных рядах

Дефектом зубной дуги считается – нарушения целостности ряда, в котором недостает от одного до 13 зубов. Определяют три разновидности дефектов, по возрастанию:

  1. небольшие дефекты характеризуются отсутствием до трех зубов кряду;
  2. средние дефекты — потеря от трех до шести зубов в ряду;
  3. большими считается нехватка более шести штук;

Включенным – называют промежуток, в ряду локализованных с обеих сторон сохранившимися зубами.

Концевой – отсутствие зубов в дуге, ограниченное только с одной стороны. Оба вида встречаются как на нижней челюсти, так и на верхней.

Для чего нужна систематизация дефектов в зубных дугах

Существует великое множество разнообразных комбинаций дефектов зубных рядов. Например, если попытаться создать математическую модель этих комбинаций, включив в нее все доступные характеристики и учитывающую сочетание различных признаков. В итоге получаем минимум 4*109 вариантов, каждый из которых имеет право на существование. Такое количество вариаций наглядно показывает необходимость в разработке обобщенных классификаций. Это более удобно в практическом применении и позволяет врачам разных стран понимать друг друга.

Классификация дефектов зубных рядов по Гаврилову

Разрабатывая свою систему признаков для зубопротезирования, профессор Гаврилов выделил челюсти с сохранившимися отдельно стоящими зубами, в обособленную категорию. Это решение вполне обосновано, так как изготовление протезов для такого типа челюстей имеет свои особенности.

Зубные дуги с дефектами подразделяются на четыре класса:

  1. отсутствие зубов на концах челюстей (концевые дефекты) на одной либо обеих сторонах челюсти;
  2. дефекты, ограниченные зубами с двух сторон (включенные), передние и боковые одно и двухсторонние;
  3. наличие первого и второго классов в различных сочетаниях – комбинированные дефекты;
  4. зубные дуги с отдельно стоящими зубами.

 

односторонний концевой изъян

Односторонний концевой изъян

двусторонний концевой изъян

Двусторонний концевой изъян

Односторонний включенный изъян боковых отделов зубного ряда

Односторонний включенный изъян боковых отделов зубного ряда

Двусторонние включенные изъяны боковых отделов зубного ряда

Двусторонние включенные изъяны боковых отделов зубного ряда

Включенный изъян переднего отдела зубного ряда

Включенный изъян переднего отдела зубного ряда

Комбинированные изъяны

Комбинированные изъяны

Челюсть с одиночно стоящим зубом

Челюсть с одиночно стоящим зубом

Дополнительно предлагается подразделять зубные ряды на 6 видов.

Отличия классификация зубных дефектов по Гаврилову

Широкое распространение получили две классификации, Кеннеди и Бетельмана.

Система признаков по Кеннеди насчитывает четыре типа:

  1. концевые дефекты с обеих сторон челюсти;
  2. то же самое, но только с одной стороны;
  3. включенные дефекты в боковой области рядов;
  4. то же, что и в третьем пункте, но в переднем отделе;

Бетельман выделяет две категории. К первой относится зубные ряды с несколькими изъянами, с одной либо с обеих сторон, но обязательно наличие как минимум одного «концевого» дефекта. Вторая категория – любые типы и сочетания «включенных» дефектов.

Использование системы доктора Кеннеди сопряжено с некоторыми сложностями. При диагностировании различных комбинаций, не попадающих в его классификацию, предлагается, понизить градацию класса. Это может привести к некоторой запутанности диагноза.

Виды категорий по Бетельману представляется чрезмерно обобщенными. Что влечет за собой невнятность в диагностировании.

Как видно из трех приведенных систем, классификация зубных рядов по Гаврилову выглядит наиболее конкретизированной.

В заключение нужно отметить, что не одна из рассмотренных систем, не дает точной картины в отношении отдельно взятого клинического случая. Большое количество факторов, влияющих на неполную утрату зубов, не позволяет уместить их в столь узкие рамки

zubodont.ru