Работа в 4 руки – Эргономика в стоматологии. Работа «в четыре руки».
Эргономика в стоматологии. Работа «в четыре руки».
Эргономика – наука, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах с целью создания для него оптимальных условий труда. задача эргономики, с одной стороны, — сделать труд высокопроизводительным и эффективным, с другой – обеспечить человеку удобство работы, сохранение его сил, здоровья и работоспособности. Основные задачи эргономики в стоматологии: 1. Обеспечение максимального удобства работы врача и другого медицинского персонала. Это положение предусматривает использование удобного и эффективного эргономического оборудования, инструментария, спецодежды. Например, для эффективной, безопасной и удобной работы ручные инструменты должны быть сбалансированы. У правильно сбалансированного инструмента рабочая часть находится в пределах 2 мм от продолжения центральной продольной оси инструмента. Другим важным фактором удобства работы с ручным инструментом является толщина его ручки. Таким образом, несоблюдение этих правил может привести к довольно распространённому у стоматологов карпальному синдрому, который обусловлен сдавлением срединного запястного нерва между неупругой запястной связкой и сухожилиями мышц предплечья.Рис.1. Компоновка оборудования при организации работы по принципу «в четыре руки».
Рис. 2. Эргономичное расположение врача при работе «в четыре руки» (Садовский В.В., 1999).
В процессе работы стоматолог должен следовать «правилу параллели»: фронтальная поверхность лица врача должна располагаться параллельно поверхности препарируемого зуба. Рис. 3. Эргономичное расположение ассистента при работе «в четыре руки» (Садовский В.В., 1999). Ассистент располагается в позиции «2-5 часов» (рис. 3). Рабочий стол ассистента располагается справа от него. Для лучшего обзора и удобства работы ассистент должен сидеть на 10-12 см выше врача. Чтобы обеспечить эргономичную позу ассистенту (сгибание ног в коленных суставах под углом 90°), на ножке стула для ассистента делается круговая подставка для ног. Вместо традиционной спинки на стуле для ассистента делается «абдоминальный упор, который устанавливается у основания грудины на уровне мечевидного отростка и обеспечивает дополнительную опору для туловища (рис. 4.). Рис. 4. Эргономичное расположение ассистента на специальном стуле (Садовский В.В., 1999).Зона передачи инструментов находится «между 5 и 8 часами» (рис. 5.).
Для обеспечения наилучшего обзора операционного поля следует регулировать высоту кресла, степень наклона его спинки, менять положение врача по отношению к пациенту, просить пациента повернуть или запрокинуть голову, открыть пошире рот и т.д. При несоблюдении этих требований эргономики врач затрудняет себе работу сидит в неудобной позе, что приводит к быстрому утомлению и развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата. Авторами книги «Стоматология «в 4 руки»» (1999г.) была приведена данная таблица.Движения врача (в секундах) во время приема | Без ассистента | Прием с ассистентом («в четыре руки») |
переход от кресла к умывальнику | ||
процедура мытья рук | ||
переход от умывальника к креслу | ||
манипуляции с креслом (подъем и т.д.) | ||
накрывание пациента салфеткой | ||
настройка светильника | ||
ожидание сплевывания пациента в плевательницу (в среднем за прием одного пациента) | ||
проведение аппликационной анестезии | ||
ожидание эффекта инъекционной анестезии | ||
замешивание прокладочного материала и высушивание кариозной полости | ||
замешивание и внесение пломбировочного материала | ||
рекомендации, повторное назначение | ||
Таким образом, кроме экономии времени, современный прием практически невозможно вести без ассистента, так как требования к пульпощадащему препарированию (охлаждение водяным аэрозолем), работе слюноотсосом-пылесосом, требования к инфекционному контролю, соблюдения технологий пломбирования светоотверждаемыми материалами, работа гуттаперчей и др. просто невозможно выполнить полноценно без помощника. 1. Стоматология “в 4 руки”: под ред. Садовского В.В., рецензент: проф. Е.В. Боровский. – ОАО «Стоматология», 1999 г. – 113 с.: ил. 2. Практическая терапевтическая стоматология: учеб. пособие/ А.И.Николаев, Л.М.Цепов. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 928 с.: ил. 3. Терапевтическая стоматология: Учебник/ Е.В. Боровский, Ю.Д. Барышева, Ю.М. Максимововский и др.; Под ред. Проф. Е.В. Боровского. – М.: Медицина, 1988. – 560 с.: ил. 4. Пропедевтическая стоматология: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 060201.65 «Стоматология»/ под ред. Э.А. Базикяна, О.О. Янушевича. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 640 с.: ил.
оптимизация движений и зоны активности – Стоматологический портал Стоманет.ру
В материале «Эргономика в эндодонтии: лоток и работа с ассистентом (видео)» мы вкратце описывали классификацию движений, предложенную авторами курса Increasing Productivity by Effective Use of Four-Handed Dentistry (НМО-ресурс Dentalcare.com). Эта классификация, судя по всему, принята на вооружение многими стоматологами и их ассистентами: никаких альтернатив ей поиск в сети не даёт. В данной статье мы рассмотрим эту классификацию подробнее. Кроме того, здесь вы найдёте рекомендации по оптимизации движений и описание концепции зон активности стоматолога и ассистента. Цель этих описаний и рекомендаций – помочь вам добиться максимальной эффективности во взаимодействии врача и ассистента.
Классификация движений ассистента и стоматолога
В первую очередь, данная классификация движений относится к ассистенту стоматолога, однако врачи, работающие в одиночестве, могут применить её и лично к себе. Всего различают 5 классов движений, начинается всё с пальцев и заканчивается всем корпусом.
Класс 1: задействованы пальцы (например, когда надо взять ватный валик).
Класс 2: задействованы пальцы и кисть (например, при передаче инструмента ассистентом стоматологу).
Класс 3: задействованы пальцы, кисть, локоть (например, когда требуется взять наконечник со стойки).
Класс 4: задействована вся рука и плечо (например, при необходимости взять что-либо со стоящей рядом мобильной тумбочки).
Класс 5: задействован весь корпус от пояса и выше (если необходимо повернуться и достать что-либо из неподвижного шкафа, тумбы и т. д.).
Оптимизация движений ассистента и стоматолога
Первое правило оптимизации движений ассистента и стоматолога: исключите из своей практики движения 4-го и 5-го классов.
Второе правило оптимизации: выбирайте инструментарий и располагайте его вокруг кресла с учётом первого правила.
Следующие рекомендации помогут вам не делать лишних движений при работе в 4 руки.
1. Чем меньше инструментов вы используете, тем лучше. Выбирайте многофункциональный инструмент и/или решайте одним и тем же инструментом сразу несколько задач.
2. Располагайте инструменты на лотке в том порядке, в котором они будут использоваться в предстоящей процедуре/операции.
3. Подготавливайте лотки, материалы, оборудование для каждого пациента и/или вида лечения заранее.
4. Вспомогательные и запасные материалы храните там, где вы сможете их достать, не поворачиваясь всем корпусом, то есть без движения 5-го класса.
5. Мобильную тумбочку, на которой лежат лотки и инструменты, подкатывайте как можно ближе к креслу.
6. Пациент должен лежать.
7. Чем ближе к пациенту сидят врач и ассистент, тем лучше.
8. Уделяйте особое внимание выбору стульев: они должны поддерживать спину и область брюшной полости, «заставлять» вас сидеть правильно и регулироваться по высоте и в горизонтальной плоскости.
9. При работе с микроскопом, стоматолог должен следить за осанкой и сидеть так, чтобы у его ассистента была возможность работать с ним в зоне передачи (инструментов и материалов).
10. Рабочая плоскость должна находиться на 2,5 – 5 см ниже локтя.
11. Минимизируйте необходимость перевода взгляда с ярко освещённой и расположенной близко к вам рабочей зоны на отдалённые предметы в кабинете.
12. Поработайте над расположением всех постоянно используемых инструментов и материалов, наверняка их можно переставить или перенести так, чтобы сократить амплитуду движений, выполняемых стоматологом и ассистентом в контексте решения рутинных задач.
13. Не делайте резких движений, траектория которых изобилует острыми углами. Экономичнее и гармоничнее движения плавные, закруглённые.
Зоны активности
Вся работа стоматолога и ассистента кипит вокруг пациента. В целях обеспечения гармонии и полного взаимопонимания в этой работе, как стоматологу, так и ассистенту полезно помнить о зонах активности, на которые разделено пространство вокруг пациента. Всего таких зон четыре:
- зона врача;
- зона ассистента;
- зона передачи;
- статическая зона.
Для определения границ зон используется циферблат часов и лицо пациента.
Подбородок пациента обращён на 6 часов, макушка – на 12 часов. Получается, что рабочая зона врача – с 7 до 12 часов, статическая зона, – с 12 до 2, зона активности ассистента – с 2 о 4 часов, а передача происходит с в зоне с 4 до 7 часов.
Врач меняет положение в своей зоне в зависимости от челюсти и зуба, над которым он работает. Ассистент в своей зоне передвигается меньше, но у него может возникнуть необходимость поднять свой стул, когда производится лечение зуба на нижней челюсти, так как в противном случае зона видимости ассистента может быть недостаточной.
Зона передачи, как следует из её названия, используется для передачи инструмента и материалов ассистентом стоматологу, а статическая зона может быть «складом» для оборудования, которое используется нечасто (тонометр, свет и т. п.).
Понимание зон активности и применение этой концепции на практике вкупе с оптимизацией движений позволяют снизить нагрузку на всех участников процесса лечения зубов. Врач и ассистент взаимодействуют более эффективно и с меньшим напряжением, пациент, в свою очередь, получает более качественное и скорое лечение.
Ответы на многие вопросы ваши пациенты могут получить из стоматологических плакатов, украшающих стены вашей приёмной:
http://lavka.stomanet.ru
Изучайте, выбирайте, оформляйте заказ. Оплатить можно со счёта клиники («безнал» для юр. лиц), по России доставляем бесплатно.
На основе краткого описания курса Increasing Productivity by Effective Use of Four-Handed Dentistry – Part 1: An Overview of the Concept
Поделитесь материалом с друзьями и коллегами:
Читайте также:
stomanet.ru
Работа в четыре руки или зачем врачу-стоматологу помощник?
Эргономия в стоматологии – работа «в четыре руки».
В последние годы в России в практику врачей-стоматологов стала активно внедряться система работы «в четыре руки», т.е. один врач плюс одна медсестра около кресла с пациентом.
По данным ВОЗ и Международной Федерации Стоматологов (FDI) еще в семидесятых годах на каждого стоматолога приходилось вспомогательного персонала в Германии — 1.28, в Англии — 1.19, в Норвегии — 1.02, В США каждому стоматологу в работе помогает в среднем 1.3 помощников, в том числе около 2% врачей пользуются услугами трех помощников и 10% имеют по два помощника.
Зачем врачу стоматологу нужен помощник ?
Во-первых, ассистент высвобождает время врача на более сложные процедуры, требующие высокой квалификации. Исследования показали, что стоматологи тратят на выполнение вспомогательных манипуляций, которые можно передать ассистентам, в среднем от 25 до 40% своего рабочего времени. Это позволяет повысить производительность труда стоматологов на 40–60%.
Во-вторых, современный приём практически невозможно вести без ассистента, так как соблюдение требований к инфекционному контролю, соблюдение технологий пломбирования светоотверждаемыми материалами, требований к использованию современного стоматологического оборудования и инструментов просто невозможно выполнить полноценно без помощника. Эффективность работы стоматолога, работающего с медсестрой, на 50% выше, чем у стоматолога, работающего без медсестры.
Преимущества технологии работы в «четыре руки»
— высокая производительность труда за счет разделения функции врача и помощника;
— максимальное использование знаний и навыков опытного врача;
— снижение психологического и физического дискомфорта у пациентов;
— возможность применения качественных медицинских технологий;
— снижение усталости стоматолога на фоне стресса в течение трудового дня;
— хорошая адаптация пациента в горизонтальном положении;
— сохранение здоровья и продление срока активной практики врача за счет рациональной организации рабочего места и трудовой разгрузки за счет помощников.
Правильная и эргономичная организация своего рабочего места и трудового процесса позволяют ощутимо экономить время, силы и, главное, здоровье и врача и пациента!
В стоматологической клинике ТИМ-дент работы в четыре руки осуществляется при выполнении любых процедур.
www.timdent.ru
Преимущества работы в «четыре руки»
Преимущества работы в «четыре руки»
Климова Д.В., Шафеева А.Ш.
Научный руководитель: асс. кафедры Асланян М.А., к.м.н. асс. Савина Е.А.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний
Преимущества работы в «четыре руки»
Климова Д.В., Шафеева А.Ш.
Научный руководитель: асс. кафедры Асланян М.А., к.м.н. асс. Савина Е.А.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний
В современной стоматологии одной из главных задач является соблюдение правил эргономики. В связи с этим остается актуальным вопрос о необходимости применения технологии стоматологического приема в «четыре руки». Этот способ ставит перед собой цели: повысить производительность труда, сделать работу врача более удобной и комфортной, снизить усталость и сохранить здоровье.
В ходе своего исследования мы решили проверить действительно ли работа в «четыре руки» является более эффективной, чем работа в «две руки». Для этого мы провели наблюдение и сравнили работу врача-стоматолога с ассистентом и без него, по поводу лечения среднего неосложненного кариеса первого класса по Black. При этом на всю работу, включая сбор анамнеза жизни, анамнеза болезни, осмотр и непосредственное лечение кариеса у врача-стоматолога с ассистентом ушло 30 минут, а у врача-стоматолога без ассистента – 40 минут. По окончании лечения мы спросили у специалистов, каково их физическое самочувствие и психоэмоциональное состояние после проведенной процедуры. Выяснилось, что врач, который работал без ассистента, чувствует усталость и эмоциональное напряжение, чего не наблюдалось у стоматолога, работавшего с ассистентом в «четыре руки».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что работа в «четыре руки» является наиболее эффективной и результативной. Ее преимущества состоят в том, что благодаря разделению функций врача и ассистента, обеспечивается более комфортная работа, повышается производительность труда, время на прием пациента сокращается, врач сохраняет свое здоровье, пациент чувствует себя более комфортно.
medconfer.com
Занятие 7
Занятие № 7.
Тема: Эргономика работы врача-стоматолога и ассистента.
Учебная цель:Научить проведению стоматологических манипуляции основываясь на принципах работы в четыре руки. Определить понятие эргономики работы врача-стоматолога.
Разобрать особенности организации рабочего пространства стоматолога и ассистента. Продолжительность занятия – 2 часа.
Этапы занятия | Оборудования | Наглядные пособия | Время |
1. Инструктаж преподавателя | 5 мин. | ||
2. Контроль исходных знаний | Контрольные вопросы. | 20 мин. | |
3. Обсуждение темы | Слайды, презентации | 45 мин. | |
4. Контроль результатов усвоения. | Вопросы для контроля результатов усвоения материала. | 20 мин. | |
5. Задание на следующее занятие. | 5 мин. |
Вопросы, изученные ранее и необходимые для проверки знания предыдущих тем:
1.Организация стоматологического кабинета.
2.Оборудование и оснащение стоматологического кабинета.
3.Инструменты и приспособления для обследования полости рта.
4.Виды стоматологических установок, наконечников.
5.Санитарно-эпидемиологические требования стоматологического кабинета.
Эргономика — греческое Ergon — работа + Nomos – закон.
Эргономика, эргономичный дизайн, эргономичное оборудование. А для чего, собственно, это нужно?
Эргономика — наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности.
Ее цель — разработать форму предметов и предусмотреть систему взаимодействия с ними, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании.
Эргономика — наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека (группы людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, которая связана с использованием технических средств на производстве и в быту.
Эргономика — эта научная дисциплина, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности, влияние разного рода факторов на его работу.
В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей являетсясоздание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня.
Термин «эргономика» был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества.
Эргономика подразделяется на мини-, миди- и макро-эргономику.
Макроэргономика — исследование и проектирование систем «человек-общество», «организация-система организаций».
Мидиэргономика— исследование и проектирование систем «человек-коллектив», «коллектив-машина», «человек-сеть», «коллектив- организация».
Микроэргономика— исследование и проектирование систем «человек-машина».
Врач-стоматолог во время работы подвержен нагрузкам, связанным с высокой концентрацией и мышечным напряжением. Неудобная поза и изометрическое напряжение мускулатуры оказывают неблагоприятное действие на здоровье врача и его ассистента (рис. 1).
Рис. 1. Эргономика оборудования
Начиная с 60-ых годов началась пропаганда эргономики в трудовой деятельности врачей-стоматологов. Правильная и эргономичная организация своего рабочего места и трудового процесса позволяют ощутимо экономить время, силы и, главное, здоровье!
Понятие «эргономика работы в стоматологической практике» можно разделить на три основные составляющие:
1. Позиция врача-стоматолога и ассистента, размещение инструментария
2. Положение пациента в стоматологическом кресле
3.Техника работы ассистента врача – стоматолога.
1.Позиция врача-стоматолога и ассистента
Все рабочие поверхности врача стоматолога и ассистента должны находиться на одном уровне на расстоянии руки врача или ассистента зона врача стоматолога изображено красным цветом, а ассистента – синим (рис. 2).
Рис. 2 Расположение инструментов. Концепция разделенного пространства предполагает наличие отдельных рабочих зон для врача — стоматолога и ассистента (рис. 3).
Рис.3. Концепция распределенного пространства
Врачебный модуль должен располагаться справа от пациента. За головой пациента — рабочие столики врача и ассистента. Четкое разделение рабочей зоны врача и ассистента. Рабочая площадь делится по принципу циферблата на 12 «часов» Сегмент врача: 9.00 — 12.00 Сегмент ассистента: 1.00 — 3.00. Позиция врача-стоматолога и ассистента для уменьшения расстояния до пациента, что представлено на рис. 4.
Рис. 4. Позиция врача-стоматолога и ассистента. Стул врача должен располагаться на такой высоте, чтобы угол между бедром и голенью равнялся 105° (рис. 5).
Рис. 5. Расположение стула врача. Стул ассистента немного выше стула врача, чтобы обеспечить хороший обзор полости рта во время работы. Педаль находится под головой пациента. Врач должен доставать ее, не меняя удобной ему позы. 2. Положение пациента в стоматологическом кресле.
|
Положение пациента в стоматологическом кресле при лечении зубов нижней челюсти представлено на рис. 6. Глаза и пальцы ног пациента находятся приблизительно на одном уровне, подбородок опущен в сторону груди.
Рис. 6. Положение пациента при работе врача на нижней челюсти.
Положение пациента в стоматологическом кресле при лечении зубов на верхней челюсти представлено на рис. 7. Под шею положена подушка для максимального комфорта и запрокидывания головы пациента.
Рис. 7. Положение пациента при работе врача на а верхней челюсти.
3.Техника работы ассистента врача-стоматолога.
Техника работы врача стоматолога и ассистента наглядно представлено в следующих схемах (рис. 8 — 13.) Цвет пальцев на схемах:зеленый— удерживающие пальцы;красный — опорные пальцы).
Сегменты нижней челюсти
Положение врача — стоматолога и ассистента при работе в нижнем фронтальном сегменте представлено на рис. 8.
Рис. 8. Фронтальный сегмент нижней челюсти.
Рабочее положение врача — стоматолога и ассистента при лечении левого дистального сегмента нижней челюсти представлено на рис. 9.
Рис. 9. Левый дистальный сегмент.
Рабочее положение врача — стоматолога и ассистента при лечении правого дистального отдела нижней челюсти представлено на рис. 10.
Рис.11 . Правый дистальный сегмент.
Сегменты верхней челюсти
Положение врача — стоматолога и ассистента при работе в верхнем фронтальном сегменте представлено на рис. 11.
Рис. 11. Фронтальный сегмент верхней челюсти.
Рабочее положение врача — стоматолога и ассистента при лечении верхнего левого дистального сегмента представлено на рис. 12.
Рис. 12. Левый дистальный сегмент верхней челюсти.
Рабочее положение врача — стоматолога и ассистента при лечении правого дистального отдела верхней челюсти представлено на рис. 13.
Рис. 13. Правый дистальный сегмент верхней челюсти.
Ситуационные задачи
1. Пациент С, 42 лет, обратился в клинику С жалобами на возрастающие боли в течении недели и припухлость в области 22 зуба. В анамнезе: в первые боли появились 6 мес назад. Специальный анамнез: появление боли связывает с перенесенным респираторным заболеванием. Зуб ранее лечен. Внешний осмотр: Лицо не симметрично, отек в области верхней губы. Объективные данные:
17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
47 | 46 | 45 | 44 | 43 | 42 | 41 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |
При осмотре полости рта обнаружены: резкое воспаление слизистой оболочки, отек по переходной складке в области 21.22.23 зубов. Отмечена подвижность 22 зуба второй степени.
Задание: Продемонстрируйте расположение врача при лечении22 зуба, расположение ассистента, отводящего мягкие ткани и удерживающего пылесос , расположение операционного света. Положение пациента.
Пациент А.,35 лет обратился в клинику жалобами на косметический дефект в области фронтальных зубов нижней челюсти Внешний осмотр: Лицо симметрично, пропорционально. В анамнезе : ранее проводилось терапевтическое лечение данных зубов. Объективные данные: При осмотре наличие пломб на 41.42.31.32 зубах. Пломбы в цвете изменены, нарушено краевое прилегание.
17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
47 | 46 | 45 | 44 | 43 | 42 | 41 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |
Задание: Продемонстрируйте расположение врача при работе в переднем сегменте нижней челюсти. Положение ассистента отводящего мягкие ткани (поддержка и ретракция) и удерживающего пылесос. Положение пациента.
3.Пациент М.28 лет обратился клинику с жалобой на наличие изъязвление в области подбородка. Внешний осмотр: Припухлость левой стороны лица. В анамнезе: припухлость с гноетечением появилась около года назад. Наличие зубной боли в анамнезе не установлено. Объективные данные: наличие красноватой, безболезненной, изъязвленной припухлости с гноетечением в области нижней челюсти. Методы обследования : рентгенография 46 выявила поражение в области корня.
17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
47 | 46 | 45 | 44 | 43 | 42 | 41 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |
Задание: Продемонстрируйте положение стоматолога при работе в правом боковом сегменте нижней челюсти. Положение ассистента отводящего мягкие ткани (поддержка и ретракция) и удерживающего пылесос.
В результате пройденного занятия студенты должны усвоить понятия эргономики и концепции разделенного пространства .Должны знать положение врача ,ассистента и пациента в зависимости от сегмента челюсти .в котором проводиться лечение .Должны знать и уметь правильно устанавливать операционный свет ,положения при отведении мягких тканей и удалении жидкостей.
Вопросы для контроля усвоения материала:
1.Дайте определение понятиям эргономика и работа в четыре руки?
2.На какие рабочие зоны делиться кабинет и инструмент? Зона Д1,зона Д2,зона А1,зона А2.
3.Распределите зоны досягаемости врача и ассистента относительно циферблата.
4.Опишите положение пациента при проведении манипуляций на верхней и нижней челюсти.
Литература
Фантомный курс терапевтической стоматологии. Атлас. Ю.М. Максимовский, учеб. Пособие. –М. «Медицина», 2005. – 328с.
Пропедевтическая стоматология. М.М.Пожарицкая , Т.Г.Симакова, М., «Медицина», 2004. – 304с.
Ортопедическая стоматология Под ред. В.Н. Трезубова.-7-е изд., перераб. И доп. – Спб.: Фолиант, 2006. – 592 с.
Хирургическая стоматология Робустова
Фантомный курс терапевтической стоматологии. А.И. Николаев, Л.М. Цепов «Медпресс-информ» М.2009., 430с.
Пропедевтическая стоматология. Учебник. Под редакцией профессора Э.А. Базикяна. М. «ГЭОТАР-Медиа», 2010.
Лекционный материал.
«Стоматологическая сокровищница. Советы и секреты практического стоматолога».Вольфрам Бюкинг 2007г
9. Стоматология «В 4 руки » том 1 В.В.Садовский 1990г.
studfiles.net
Виртуозы работы в четыре руки. Секреты взаимодействия профессионалов. (2 июня 2019, Семинары, Стоматология, Младший и средний медперсонал, Профессионал) — обучение по стоматологии
Продолжительность курса: 288 часов. Выдается диплом установленного образца и сертификат государственного образца, или свидетельство о повышении квалификации. Практическая подготовка на базе Центров Имплантации и Стоматологии ИНТАН. Программа Организация косметологической помощи в РФ. Основы законодательства. Профилактика внутрибольничной инфекции и ВИЧ-инфекции. Строение кожи, ее придатков. Анатомо-физиологические основы в косметологии. Наиболее часто встречающиеся заболевания кожи: первичные и вторичные морфологические элементы, акне, розацеа, демодекоз, красный плоский лишай. Причины возникновения, принципы лечения. Заболевания волос: алопеция, перхоть. Этиология, патогенез, лечение. Методы лечения, применяемые в косметологической практике. Обзор аппаратных методов воздействия: ультразвук, кавитация, микротоки, RF-лифтинг, электропорация, миостимуляция, прессотерапия, LPG и др. Целлюлит. Этиология, патогенез, диагностика. Процедуры в салоне, аппаратные и ручные методики лимфодренажа, водорослевые обертывания. Основы инъекционной косметологии: мезотерапия, биоревитализация, контурная пластика. Роль гиалуроновой кислоты при различных способах ее введения. Плацентарные препараты, пептиды в косметологии, плазмолифтинг, ботулотоксин в косметологии. Общие принципы профилактического ухода за кожей, волосами: массаж лица, массаж шейно-воротниковой области, чистка лица, атравматичная и ультразвуковая чистки, холодное гидрирование. Пилинги кожи: виды, показания, противопоказания, подготовка кожи, протокол проведения, уход за кожей после пилинга. Неотложные состояния и доврачебная помощь. Практика Практическая подготовка по каждой теме.
stomatologclub.ru
2.5. Одежда врача
чего поля на другие предметы. Известно, что частое переключение близко сфокусированного взгляда с ярко освещенного рабочего поля на менее яркое пространство, располагающееся на удаленном расстоянии, вынуждает глаза стоматолога приспосабливаться к изменениям освещения и расстояния. Это может привести к утомлению глаз и последующей головной боли.
Материалы и инструменты могут располагаться в зоне досягаемости ассистента, если находятся на подвижном столике. При этом нет препятствий, ограничивающих подвижность помощника. Такой тип установок был разработан специально для эффективной работы «в четыре руки».
Установки, оснащенные плевательницей, ограничивают пространство ассистента и создают проблему как перекрестного инфицирования, так и физического утомления со стороны пациента, когда ему необходимо воспользоваться установкой.
Установки с боковым (задним) расположением юнита требуют от оператора самостоятельного снятия и замены наконечников, что, в свою очередь, влечет за собой переключение внимания с рабочего поля на наконечник, вынуждает разворачивать туловище, чтобы взять нужный инструмент, а затем сосредоточиться вновь на рабочем поле. Это может привести к физической усталости и утомлению глаз. Кроме того, теряется эффективность работы «в четыре руки», так как помощник врача частично лишен возможности подачи инструментария и смены боров (наконечников). Дополнительный столик (передвижной) с инструментами мешает перемещению врача и затрудняет подачу инструментов ассистентом. Затрудненный доступ ассистента к инструментарию, наконечникам, пылесосу, пистолету вода/воздух вызывает у него постоянный стресс и усталость, а также уменьшает эффективность работы помощника.
3.1. Понятие «работа в четыре руки»
Стоматология «в четыре руки» — это эргономически наиболее удачный способ оказания стоматологических услуг, позволяющий уменьшить утомление персонала и создать комфорт для пациента. Вместе с тем организация такого принципа работы требует подбора оборудования с ориентацией на ассистента. Идеальная стоматология «в четыре руки» требует соблюдения определенного положения по отношению друг к другу пациента, оператора и ассистента.
Данный метод направлен на повышение производительности труда без ухудшения качества работы и снижение усталости стоматолога в течение трудового дня. Работа «в четыре руки» предполагает:
−работу врача сидя;
−помощь ассистента;
−рациональное распределение рабочего времени;
−максимальное упрощение рабочих движений;
−профилактику инфекционных заболеваний;
−организацию и регулирование каждой составляющей стоматологического приема (анализ, планирование, менеджмент).
Можно выделить следующие обязанности помощника стоматолога:
studfiles.net