Содержание

Классификация дефектов зубных рядов может быть 2 видов

Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.

Какая классификация лучше?

Классика ортопедической стоматологии -классификация по Кеннеди. В ней дефекты зубных рядов делятся на 4 класса: одно- и двусторонние концевые, включенные в боковых и во фронтальном участке. При этом отсутствие нескольких зубов в боковом участке с одной стороны и с обеих сторон приходится относить к одному классу, что на практике не всегда удобно. Поэтому некоторые стоматологи в клинике используют более детальную классификацию Гаврилова. Классы в этих системах могут не совпадать по номерам, поэтому при формулировке диагноза врач обязательно должен указывать, какую классификацию он использует, по Гаврилову или по Кеннеди.

Дефекты зубного ряда

Классификация по Кеннеди

I класс – жевательные зубы отсутствуют с обеих сторон, зубной ряд укорочен и заканчивается на 5 6 зубе с каждой стороны;

II класс – укорочение зубной дуги с одной стороны, моляры отсутствуют справа или слева;

III класс – отсутствует несколько зубов в боковом участке, но замыкающие – сохранены;

IV класс – отсутствие резцов или клыков в переднем участке челюсти.

Классификация по Кеннеди

Если есть несколько изолированных дефектов, присваивается более низкий класс. Например, если отсутствует два зуба в переднем участке и три моляра справа – дефект относят к первому классу. В этом отношении классификации Кеннеди не совсем удобна. К одной группе относят в корне различные клинические ситуации, план протезирования при которых будет различным.

Классификация по Гаврилову

1 класс – отсутствие жевательных зубов справа или слева;

2 класс – утрата дистальной опоры зубного ряда с обеих сторон;

3 класс – отсутствует несколько жевательных зубов при наличии замыкающих с одной стороны;

4 класс – отсутствие нескольких моляров с сохранением дистальных опор с двух сторон;

5 класс – отсутствие нескольких резцов и/или клыков;

6 класс – комбинированные дефекты зубных рядов;

7 класс – на челюсти сохраняется один зуб.

Классификация по Гаврилову

Классификация по Гаврилову более подробна в сравнении с систематикой Кеннеди и лучше отражает клиническую ситуацию, поэтому при постановке диагноза с ее использованием планировать лечение проще.

По Кеннеди и Гаврилову

II класс по Кеннеди — 1 по Гаврилову

Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.

Возможны следующие варианты ортопедического лечения:

  • частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
  • бюгельный протез за счет наличия литых кламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
  • протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.

I класс по Кеннеди — 2 по Гаврилову

Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.

I класс по Кеннеди — 2 по Гаврилову

Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.

III класс по Кеннеди — 3 по Гаврилову

Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:

  • мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
  • съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, — при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
  • установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.

III класс по Кеннеди — 4 по Гаврилову

Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.

Отсутствие зубов

IV класс по Кеннеди — 5 класс по Гаврилову

Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.

Имплантаты помогают полностью восстановить жевательную эффективность и эстетику передних зубов. Это единственная локализация, при которой одномоментная с удалением зуба установка имплантата предпочтительна. При этом создаются оптимальные условия для заживления, не происходит потеря десны и костной ткани. Эстетический результат таких конструкций – вне конкуренции.

6 класс по Гаврилову

При комбинированных дефектах планирование строго индивидуально. Этот вариант в классификации Кеннеди не отражен.

7 класс по Гаврилову

Эта разновидность дефектов зубных рядов в классификации по Кеннеди относят к двусторонним концевым в то время как клинические проявления и план лечения в этих двух случаях могут радикально отличаться. Одиночно стоящие зубы ранее предлагалось использовать как опору для фиксации съемного протеза, особенно на нижней челюсти, где условия для этого, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С появлением имплантации необходимость правдами и неправдами сохранять последний зуб отпала. Протезирование при одиночно стоящих зубах, как и на полностью беззубых челюстях с помощью проводится с помощью имплантатов.

Загрузка…

izubki.ru

11.4. Классификации дефектов зубных рядов у детей.

Для определения видов дефектов зубных
рядов у детей предложено ряд классификаций,
отражающих вид прикуса ребенка в
зависимости от возраста (временный,
сменный, и постоянный), его протяженность
в зависимости от количества отсутствующих
зубов и степени нарушения функции.

Классификация предложенная Василенко
З. С., Триль С. И. (1992).

Демнер Л. М. и Лепехин В. П. (1985) предложили
классификацию дефектов зубных рядов,
обусловленных ранним удалением зубов
во временном, сменном и постоянном
прикусе, в которой выделены три группы
с учетом топографии, протяженности
дефекта и функциональных нарушений.
Каждая группа имеет два подкласса.

Первая группавключенные
дефекты зубного ряда, образовавшиеся
вследствие преждевременного удаления
одного временного зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).

2. На обеих сторонах челюсти (двусторонний).

Вторая группавключенные
дефекты зубного ряда, при котором
отсутствуют два рядом расположенных
временных зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).

2. На обеих сторонах челюсти (двусторонний).

Третья группадефекты
зубного ряда, когда отсутствуют два
или более, рядом стоящих зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).

2. На обеих сторонах челюсти (дусторонний).

11. 5. Конструкции детских зубных протезов.

Конструкции
зубных протезов, применяемые в клинике
протезирования детей, имеют особенности,
обусловленные особенностями детского
организма и их назначением.

Основное показание к их применению —
нормализация функции жевания, глотания,
речи, дыхания, профилактика морфологических
и функциональных нарушений в
зубочелюстно-лицевой области,
воспалительных заболеваний
желудочно-кишечного тракта и др.

Конструкции протезов должны быть
простыми, чтобы не осложнять процесс
их изготовления, быть доступными для
всех детей, нуждающихся в протезировании.
В практике зубного протезирования детей
применяются следующие конструкции
зубных протезов: вкладки, коронки,
штифтовые зубы, съемные пластиночные
протезы, мостовидные протезы и распорки,
а также протезы — аппараты.

По назначению они делятся на лечебные,
профилактические и фиксирующие. Лечебные
восстанавливают морфологические и
функциональные нарушения.

Профилактические предупреждают
формирование аномалий и деформаций при
развитии и формировании зубочелюстной
системы.

Фиксирующие — для фиксации других
конструкций зубных протезов, ортодонтических
аппаратов, лечебных и прокладочных
материалов.

По способу фиксации они делятся на
несъемные и съемные.

По времени применения (использования)
— временные и постоянные, хотя понятие
постоянные в детском возрасте
относительное, т.к. с ростом, развитием
и формированием зубочелюстной системы
все конструкции зубных протезов
необходимо периодически заменять.

11.5.1. Искусственные коронки.

Коронки, применяемые
в клинике детского протезирования для
удобства изложения, принято условно
разделить на «временные» и «постоянные».

К временным
относятся профилактические или
фиксирующие коронки. Ими покрывают не
кариозные зубы, а используют, например,
на фронтальные зубы при травматическом
отломе угла или режущего края для
фиксации лечебного материала, применяя
биологический метод лечения пульпита,
для фиксации профилактических аппаратов
(протезов) у детей с дефектами зубных
рядов, предупреждающих смещение зубов,
для фиксации ортодонтических аппаратов.

При использовании
временных коронок, зубы не препарируют,
при плотно стоящих зубах проводят
физиологическую сепарацию с помощью
эластичных колец или прокладок, а в
некоторых случаях достаточно незначительно
истончить апроксимальные поверхности.

Особенностью
временных коронок является то, что их
край должен располагаться на уровне
десневого края потому, что:

  1. если коронка
    изготавливается на временный зуб, то,
    исходя из его анатомической особенности
    — расположения экватора в области
    десневого края – коронка будет плотно
    охватывать зуб, а при попытке введения
    ее в зубодесневой карман она будет
    травмировать край десны;

  2. если коронка
    изготавливается на постоянный зуб, то
    она в области шейки будет значительно
    шире зуба, поскольку должна пройти
    через непрепарированный экватор, а,
    следовательно, при попытке введения
    ее края в зубодесневой карман, она также
    будет травмировать десну.

Для
изготовления временных коронок
используются тонкостенные гильзы,
толщиной 0,14 — 0,15 мм. Во время технологического
процесса изготовления коронки ее толщина
уменьшается до 0,11 — 0, 12 мм. Исходя из
этого, после наложения такой коронки
появляется незначительное завышение
прикуса, которое самоустраняется через
1 — 2 дня, а поэтому не является причиной
патологических состояний.

После выполнения своей функции временная
коронка свободно снимается аппаратом
Коппа, поскольку поверхность эмали зуба
гладкая.

При необходимости изготовления постоянных
коронок применяются общепринятые
врачебные правила и технические методы
в зависимости от их конструкции (рис.
156).

studfiles.net

222222Частичная вторичная адентия. Изменения в зубочелюстной системе при вторичной частичной адентии. Классификации дефектов зубных рядов.

Адентия —
отсутствие нескольких или всех зубов.  
Различают приобретенную (в результате
заболевания или травмы), врожденную
наследственную адентию.

Наиболее
распространенными причинами вторичной
частичной адентии являются кариес и
его осложнения — пульпит и периодонтит,
а также заболевания пародонта —
пародонтиты.

Патогенетические
основы частичной вторичной адентии
 как
самостоятельной формы поражения
зубочелюстной системы обусловлены
большими адаптационными и компенсаторными
механизмами зубочелюстной системы.
Начало болезни связано с удалением зуба
и образованием дефекта в зубном ряду и
как следствием последнего — изменением
функции жевания. Единая в морфофункциональном
отношении зубочелюстная система
распадает. ся при наличии нефункционирующих
зубов (эти зубы лишены антагонистов) и
возрастнбов, функциональная деятельность
которых повышена. Субъективно человек,
потерявший один, два и даже три зуба,
может не замечать нарушения функции
жевания. Однако, несмотря на отсутствие
субъективных симптомов поражения
зубочелюстной системы, в ней происходят
существенные изменения.

Увеличивающаяся
со временем количественная потеря зубов
ведет к изменению функции жевания. Эти
изменения зависят от топографии дефектов
и количественной потери зубов: на
участках зубного ряда, где нет антагонистов,
человек разжевывать или откусывать
пищу не может, эти функции выполняют
сохраненные группы антагонистов. Перенос
функции откусывания на группу клыков
или премоляров вследствие потери
передних зубов, а при потере жевательных
— функции разжевывания на группу
премоляров или даже переднюю группу
зубов нарушает функции тканей пародонта,
мышечной системы, элементов
височнонижнечелюстных  суставов.

Классификация
вторичной частичной адентии по Е.И.
Гаврилову
1
класс-  односторонний концевой
дефект,
2
класс — двусторонние концевые дефекты,
3
класс — односторонний включенный дефект
бокового отдела зубного ряда,
4
класс — двусторонние включенные дефекты
боковых отделов зубного ряда,
5
класс — включенный дефект переднего
отдела зубного ряда,
6
класс — комбинированные дефекты,
7
класс — челюсть с одиночно сохранившимся
зубом.

Классификация
дефектов зубных рядов Е.И. Гаврилова
 (1966)
В
ней выделяется четыре группы 
дефектов: 
1.
Концевые односторонние и двусторонние. 
2.
Включенные (боковые односторонние,
двусторонние и передние). 
3.
Комбинированные. 
4.
Челюсти с одиночно сохранившимися
зубами.

Классификация
дефектов зубных рядов Кеннеди
 (1923)
1
класс
 —
потеря жевательных зубов с обеих сторон.
Основная конструкция 
протеза
— лабильное крепление. От основного
бюгеля отходят ответвления 
для
укрепления на них искусственных зубов,
восстанавливающих зубной 
ряд. 
2
класс
 —
односторонний дефект зубного ряда при
потере дистальной 
опоры.
Основная конструкция протеза —
палатинальная фиксация протеза
со 
стороны
челюсти с сохранившимися зубами и
лабильное крепление протеза 
на
стороне дефекта зубного ряда. 
3
класс
 —
односторонний дефект при 
наличии
дистальной опоры. Основная конструкция
протеза — съемный 
мостовидный
протез на опорных кламмерах. 
4
класс
 —
дефекты во 
фронтальном
участке зубного ряда. Конструкция
протеза — съемный 
мостовидный
протез с опорными кламмерами.

3333333Вкладки.
Виды вкладок. Показание к протезированию
вкладками. Вкладки как фиксирующие
элементы. Преимущество перед пломбами.
Правила препарирования зуба под вкладки.
Клинические и лабораторные этапы
изготовления вкладок.

Вкладки
являются одним из способов восстановлении
(реконструкции) зубов, наравне с пломбами.
В стоматологии различают несколько
видов вкладок, они могут выполнять
разные функции.

studfiles.net

Лечение всех видов дефектов зубных рядов — современные классификации дефектов

Указанное заболевание легко распознать по отсутствию одного или нескольких зубов, что вызывает дискомфорт при жевании, разговоре. Игнорирование подобных нарушений может негативно сказаться на здоровых зубах, привести к уменьшению объема костной ткани на челюсти.

Очень важно вовремя обратиться за помощью к стоматологу или ортодонту, которые смогут предоставить адекватное лечение.

Содержание статьи:

Виды дефектов зубных рядов — классификации по Кеннеди, по Гаврилову, по Бетельману

В самых общих чертах рассматриваемый стоматологический недуг можно классифицировать следующим образом:

  1. Погрешности в строении передних зубов. Это зачастую касается клыков и резцов.
  2. Недостатки в структуре зубов, что размещены за клыками.
  3. Дефекты, связанные с самыми крайними коронками в зубном ряде.
  4. Недостатки, которые присутствуют в передней+задней части дуги.

Наиболее же распространенными являются следующие группы классификаций:

По Кеннеди

Основывается на таких дефектах:

  • I группа. Протяженность зубного ряда с обеих сторон ограничивается 5 или 6-м зубом. Жевательных коронок нету.
  • II группа. Длина зубной дуги уменьшена за счет отсутствия мoляров c левoй/правой стороны.
  • III группа. Замыкающие коронки в конце ряда сохраняются, но в бoковой зоне недостает нескoльких зубoв.
  • IV группа. Деформациям подвержен передний участок челюсти: здесь отсутствуют клыки/резцы.

Организовывать лечение при данном типе клaссификации не слишком удобно: если имеет место быть сразу несколько аномалий, болезни присваивается более низкая группа.

Это оказывает эффект на план протезирования: к идентичной группе могут относиться абсолютно разные клинические случаи.

По Гаврилову

Указанное деление дефектов является достаточно детальным: соответствующему специалисту будет легче определиться с методом лечения.

  • I класс. Имеются изъяны в конце зубной дуги: справа или слева.
  • II класс. Дистальная опора на верхней/нижней челюсти потеряна с двух сторон.
  • III класс. В боковом участке зубного ряда нету нескольких жевательных зубов, но замыкающая коронка присутствует.
  • IV класс. Дистальные опоры по обе стороны сохраняются, но имеются изъяны боковых секций зубного ряда.
  • V класс. Спереди дуги отсутствуют несколько зубов.
  • VI класс. Есть дефекты комбинированного характера.
  • VII класс. На челюсти остается единственный зуб.

По Бетельману

Выделяют 2 класса, каждый из которых имеет 2 подкласса.

I класс. Характеризуется наличием т.н. концевых дефектов, при которых жевательные зубы, начиная с 5-го или 6-го, отсутствуют. Подобные изъяны могут быть с одной стороны дуги (I подкласс), либо с двух (II подкласс).

II класс. Предусматривает наличие включенных изъянов, когда в произвольном месте зубной дуги нету коронок.

  • I подкласс. Диагностируется, если имеет место быть один и более включенных дефектов, а количество недостающих зубов одного дефекта не превышает трех.
  • II подкласс. Характеризуется наличием одного и более включенных изъянов, и хотя бы в одном дефекте недостает более трех зубов.

Причины дефектов зубных рядов – какую роль играет наследственность или плохая гигиена полости рта?

Спровоцировать рассматриваемый недуг могут различные факторы:

  • Врожденные аномалии. Сюда, в первую очередь, относят адентию, которая может развиться на фоне болезни матери во время вынашивания ребенка. Отсутствие зачатков зубов, сверхкомплектные зубы, диастема, погрешности в структуре эмали могут также передаваться по наследству.
  • Вредные привычки. Длительное использование пустышки, искусственное скармливание, сосание пальцев негативно влияют на формирование прикуса. Тем же, кто любит раскусывать орешки, фисташки следует помнить об опасности раскола коронки, повреждении корня.
  • Кариес. На запущенных стадиях данной патологии пациенты способны утратить сразу несколько зубов. Поэтому гигиена полости рта, регулярное посещение дантиста, своевременное лечение кариозных зубов играет важную роль для сохранности зубного ряда целым.
  • Септические явления, что образовались под воздействием гнойных воспалений. Зуб при подобных реакциях следует немедленно удалять, а привести к подобному результату может пародонтит, периодонтит, киста и некоторые другие стоматологические недуги.
  • Травмы. Утрата зубов по причине драки, падения особо актуальна для мальчиков в возрасте 6-9 лет. В этот период у детей происходит смена зубов: сильный удар способен спровоцировать повреждение корня, что вызовет остановку его развития в будущем.
  • Некоторые детские болезни (рахит, пневмония, ОРВИ), которые диагностируются на этапе формирования зубов. Подобные патологии негативно воздействуют на структуру центральных резцов.
  • Новообразования в пародонте, которые требуют удаления зубов. Они могут возникнуть вследствие погрешностей в работе щитовидной железы, жкт, сердца и дыхательной системы, при гиповитаминозах.

Симптомы дефектов зубных рядов – методы диагностики патологии

Проявления указанной патологии будут зависеть от нескольких составляющих:

  1. Точное место расположения дефекта: нижняя/верхняя челюсть, боковые/передние зубы.
  2. Параметры изъяна.
  3. Вид дефекта (включенный, концевой).
  4. Структура прикуса.
  5. Возраст больного.
  6. Общее состояние десен, зубов.
  7. Количество времени от момента потери зубов до начала лечения.
  8. Причина утраты/повреждения зубов.

Для выявления данного заболевания зачастую инструментального обследования не требуется. Все что нужно — прийти на прием к стоматологу, который в ходе осмотра определит наличие дефекта зубных рядов.

Основные жалобы со стороны пациента будут следующими:

  • Погрешности в прикусе.
  • Невозможность нормально пережевывать пищу.
  • Деформирование костной ткани челюсти.
  • Нарушение дикции (не всегда).

По окончанию сбора анамнеза дантист может направить на рентген. Это будет полезным, если нужно установить точные причины возникновения дефекта; для детального исследования степени поражения корней/кости.

Методы лечения дефектов зубных рядов – восстановление и выправление

Исходя из класса/группы данного заболевания, лечение также будет различаться:

  1. При отсутствии дистальной опоры идеальным решением будет установка имплантов (по каждому на один зуб). Это поможет уберечь здоровые зубы от чрезмерной нагрузки и окажет положительный эффект на способности в аспекте жевания. Если же у пациента имеются противопоказания к указанной процедуре, либо у него недостаточно средств на установку имплантов, врачи делают выбор в пользу бюльгельного протеза.
  2. Если нет боковых жевательных зубов, но замыкающие коронки имеются, может применяться несколько видов восстановления зубного ряда:
    • Несъемный мост с опорой на здоровые коронки. Отрицательным моментом является усиленное давление на опорные зубы. Однако этот способ лечения — наиболее оптимальный в плане денег.
    • Использование съемного бюльгельного протеза. Не самая комфортная конструкция для пациента, а если восстанавливается односторонний изъян, следует ожидать эффекта опрокидывания.
    • Восстановления посредством внедрения имплантов. Здесь учитывается состояние кости челюсти. При ее атрофировании требуется предварительно провести наращивание.
  3. Обширные дефекты зубной дуги лучше всего восстанавливать при помощи нейлоновых зубных протезов. Они не вызывают аллергии, не заметны при разговоре, и снимать их нужно лишь для чистки.
  4. Отсутствие передних зубов актуально восполнять керамическими зубными протезами.
  5. Комплексные дефекты устраняются в индивидуальном порядке. Здесь будет учитываться состояние челюсти, материальные возможности пациента, наличие сопутствующих заболеваний.

Перед протезированием/имплантацией стоматолог осуществляет профессиональную чистку зубов, устраняет кариес, проводит меры по ликвидации воспалительных явлений.

Меры профилактики дефектов зубных рядов

  • Главный враг указанной патологии — кариозные зубы. Лучшим средством защиты в таком случае будет адекватная гигиена полости рта.
  • Это касается также деток, у которых прорезались первые зубки. Родители должны позаботиться о покупке специальной зубной щетки с мягкой щетиной.
  • При любых травмах, которые повлияли на состояние молочных зубов, нужно безотлагательно обращаться к детскому стоматологу.
  • Взрослым же не стоит игнорировать ежегодные визиты к дантисту — даже, если жалоб нет. Профессиональную чистку зубов можно осуществить лишь в кабинете данного специалиста.
  • Неправильный прикус, сверхкомплектные зубы также нужно лечить вовремя. Игнорирование данных дефектов со временем лишь усугубит ситуацию.

www.operabelno.ru

Классификация Кеннеди

Восстановление утраченных зубов всегда было проблемой для стоматологов. Сегодня врачи делают все возможное, чтобы сохранить каждый зуб, потому как в будущем восстановление этих дефектов может оказаться очень сложной задачей.

Для того, чтобы помочь себе при планировании лечения, врачи-стоматологи создали классификацию, где учтены все клинические ситуации. Таким образом, врач имеет соответствующие протоколы действий и может легко оценить результаты и успешность лечения каждого случая.

Классификация дефектов зубных рядов была создана Эдвардом Кеннеди в 1923 году, и, нынче она известна как классификация по Кеннеди. Ее легко запомнить, она проста и практична. В зависимости от расположения отсутствующих зубов, Кеннеди классифицирует челюсть на 4 основных класса. Эта классификация позволяет обозначить тип будущего протезирования.

Классификация дефектов по Кеннеди

Классификация Кеннеди содержит 4 основные группы:

  • 1 класс по Кеннеди: двусторонние концевые дефекты, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. Класс указывает, что в дистальных участках зубного ряда нет жевательных зубов.
  • 2 класс по Кеннеди: односторонний дефект зубного ряда, расположенные кзади от оставшихся естественных зубов. У пациента отсутствуют жевательные зубы только на одной стороне зубного ряда.
  • 3 класс по Кеннеди: включенный дефект естественных зубов передней или задней областей. Концевой дефект отсутствует из-за наличия опорных жевательных зубов на одной стороне челюсти. Этот класс наиболее часто наблюдается у больных.
  • 4 класс по Кеннеди: включенный дефект фронтального участка. Данный класс встречается довольно редко, но может наблюдаться у больных с заболеваниями пародонта, либо у больных после травмы передних зубов.

1 класс по Кеннеди: двусторонние концевые дефекты

2 класс по Кеннеди: односторонние концевые дефекты

3 класс по Кеннеди: включенный дефект в боковом отделе

4 класс по Кеннеди: включенный дефект переднего отдела

 

В 1954 году классификация Кеннеди была дополнена (модифицирована) доктором Эпплгейтом (Applegate), который добавил 8 правил:

  1. Классификация должна отражать реальную картину в зубных рядов и не предшествовать удалению зубов.
  2. Если зуб мудрости отсутствует в зубном ряду и он не будет замещаться, тогда в классификации он не учитывается.
  3. Третий моляр учитывается, если он используется как опорный зуб
  4. Если вторые моляры одной челюсти отсутствуют и они не будут замещены, тогда в классификации они игнорируются
  5. Дистальные дефекты всегда служат основой для выбора правильного класса
  6. Дополнительные дефекты зубного ряда называются подклассами и записываются отдельно
  7. Учитывается только количество дефектов, их протяженность не имеет значения
  8. Лишь одни, 4 класс по Кеннеди не имеет подклассов! Все дефекты, которые расположены дистальнее фронтального участка определяют класс дефекта зубного ряда.

Классификация по Кеннеди с подклассами

Классификация по Кеннеди с подклассами

Классификация зубных дефектов по Кеннеди используется только в ортопедической стоматологии, как и созданная позже классификация Бетельмана. Для определения разрушения коронковой части отдельно стоящего зуба используется классификация ИРОПЗ Миликевича, врачи стоматологи-терапевты в клинической практике применяют классификацию Блэка для правильного детализации кариозных процессов.

zubodont.ru

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди и Гаврилову

Для зубных врачей основной проблемой всегда было восстановление зубов. В современных условиях стоматологи стараются сохранять каждый зуб, так как впоследствии их восстановление может оказаться непосильной проблемой. Для улучшения планирования лечения стоматологи разработали классификацию с разными клиническими обстоятельствами. Благодаря этому зубной врач может с лёгкостью определить успех терапии и обладает определёнными протоколами действий.

В 1923 году Э. Кеннеди создал классификацию недостатков рядов зубов. На сегодняшний день она является общеизвестной и называется классификация по Кеннеди. Её основным плюсом является практичность и доступность. Кеннеди делит челюсть на четыре главных класса в зависимости от нахождения недостающих зубов. Данный вид классификации помогает определить тип предстоящего протезирования.

Необходимость классифицирования

В XIX веке зубные врачи хотели выработать определённые подходы к изучению главных видов недостатков зубных рядов и поиску правильных и действенных видов лечения.

Классификация подбирает правильный вид терапии, а также быстро и точно определяет вид дефекта. Такая задача является важной и сложной по причине того, что при игнорировании характера отклонения можно нарушить правильную работу зубного ряда после протезирования.

Зачастую складывается такая ситуация, что неправильное ортодонтическое лечение приводит к нагрузке на зубной ряд и её неравномерному распределению. Таким образом, происходит перегруз мягких опорных тканей и возникают новые проблемы.

Для того, чтобы добиться максимального эффекта от терапии, стоматологи создали и классифицировали ортодонтические отклонения согласно классам и подклассам.

На сегодняшний день в стоматологии применимы следующие классификации дефектов зубных рядов:

  • Гаврилов;
  • Кеннеди;
  • Бетельман.

Классификация по Кеннеди

Э. Кеннеди является одним из первых дантистов, который проводил трудные операции с целью коррекции прикуса. Он разделил основные зубные аномалии на четыре класса и три подкласса.

С 1921 года, предложенная им система, считается наиболее востребованной и признанной во всём мире. В первом классе находятся дефекты, связанные с отсутствием жевательных зубов. Главный первый класс включает в себя следующие три подкласса:

  • отсутствие зубов ещё в одном месте;
  • отсутствие зубов в двух местах;
  • отсутствие зубов в трёх местах.

Основным способом протезирования для терапии отклонения от нормы считается лабильное крепление, в котором есть определённые устройства для крепления отсутствующих зубов.

Во второй класс входит наличие дефекта с утратой опоры дистальной. Подклассы являются аналогичными с предыдущими. Наилучшим методом коррекции является применение протеза со стороны здоровых зубов и со стороны дефекта.

В третий класс входят односторонние нарушения с дистальной опорой. Подклассы являются аналогичными. Наилучшей конструкцией для терапии является мостовидный протез разъёмной конструкции с опорными кламмерами.

В четвёртом классе отсутствуют подклассы. К нему относят случаи с отсутствием передних зубов, которые расположены во фронтальной части. Наилучшим способом лечения является установка протеза мостовидного с кламмерами опоры.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди является доступной и широко используемой в терапии по всему миру.

Классификация по Гаврилову

Евгений Иванович Гаврилов— это доктор медицинских наук СССР, разработавший систему классификации дефектов рядов зубов. Он ставил перед собой задачу достичь восстановление функциональности зубов и верной нагрузки среди частей зубного ряда. Система Гаврилова включает в себя следующие дефекты:

  • Дефекты передних зубов;
  • Двусторонние и односторонние зубные ряды с проблемами на их концах;
  • Практически полная адентия;
  • Двусторонние и односторонние ряды с боковыми дефектами;
  • Совмещённый вариант дефектов.

Классификация по Кеннеди и по Гаврилову

1 класс по Гаврилову- 2 класс по Кеннеди

По причине отсутствия дистальной опоры изготовление несъёмного протеза является невозможным из-за отсутствия фиксации. Искусственная коронка в консольной конструкции служит недолго и приводит к выпадению опоры. В таком случае вероятны такие методы лечения? как:

  • Бюгельное протезирование;
  • Протезирование по принципу зуб-имплант.

Такие методы помогают восстановить эффективность жевания и снижают нагрузку на здоровые зубы.

1 класс по Кеннеди-2 класс по Гаврилову

Применяют аналогичные способы протезирования. В двусторонних концевых дефектах функция и фиксирование протезов является лучшим из-за одинаковой нагрузки с обеих сторон. Если стоит выбор конструкции, то бюгельный протез является предпочтительнее. Благодаря металлической дуге происходит уменьшение размера пластины, а нёбо остаётся открытым.

Протезирование такого типа вероятно при применении имплантов. При недостатке ткани, её возможно нарастить при помощи определённой операции.

3 класс по Кеннеди- 3 класс по Гаврилову

В данном случае восстанавливают дефекты несъёмными и съёмными конструкциями. Выделяют следующие способы:

  • съёмный бюгельный протез, который является недостаточно комфортным, но жизнеспособным;
  • бюджетным вариантом является мост с опорой на зубы. Его плюсом является несъёмная конструкция, а минусом является сильная нагрузка;
  • наиболее комфортным вариантов является установка имплантов из-за отсутствия необходимости обтачивания и нагрузки на опорные зубы.

3 класс по Кеннеди- 4 класс по Гаврилову

Способы являются аналогичными, однако протезы бюгельные становятся в один ряд по уровню комфорта и функциональности с несъёмными конструкциями по причине их правильного распределения нагрузки.

4 класс по Кеннеди- 5 класс по Гаврилову

Протезы мостовидного или съёмного типа способны возобновить функции утраченных зубов при помощи кламмеров. Их основным недостатком является явная видимость, а это не является эстетичным. Протезы мостовидного типа являются удовлетворительными. Наиболее эстетическими конструкциями являются имплантаты, которые абсолютно восстанавливают функцию жевания, а также эстетику.

6 класс по Гаврилову

Строго индивидуальным является планирование при комбинированных проблемах зубов. Данный вид классификации у Кеннеди не показан.

7 класс по Гаврилову

Данный тип дефектов зубов у Кеннеди причисляют к концевым двусторонним. План терапии и проявления клинические в описанных случаях вполне могут отличаться. В виде опоры для фиксирования протеза предлагалось использовать одиноко стоящие зубы. Благодаря внедрению имплантации необходимость сохранения последнего зуба отпала. Протезирование такого вида происходит благодаря имплантатам.

Таким образом, классификация Кеннеди является классической для ортопедической стоматологии, так как здесь дефекты ряда зубов подразделяются на четыре класса. Однако к одному классу необходимо относить отсутствие пары зубов с двух или с одной стороны, а это не является удобным на практике. Таким образом, многие зубные врачи применяют подробную классификацию Гаврилова. Данные системы имеют разную нумерацию, поэтому при постановке диагноза стоматологу необходимо указать применимую классификацию.


zub.guru

Дефекты зубных рядов — причины, симптомы, диагностика и лечение

Отмечается нарушение непрерывности зубного ряда, что ведет к перегрузке отдельных групп зубов, нарушению жевательной и речевой функций и к нарушениям функционирования височно-нижнечелюстного сустава. При отсутствии терапии дефектов зубных рядов формируется вторичная деформация прикуса и нарушения деятельности жевательных мышц. Кроме этого отсутствие передних зубов негативно сказывается на внешнем виде.

Со временем формируется две группы зубов: те, что сохранили свои функции и те, что их утратили. В результате того, что нагрузка распределяется неравномерно, присоединяются другие патологии зубов — происходит смещение зубного ряда и деформация окклюзионных поверхностей. Различают два типа дефектов зубных рядов – включенные и концевые. При включенных дефектах по обеим сторонам дефекта зубной ряд сохранен. При концевых – дефект ограничен только с передней стороны.

Исправить дефекты зубных рядов можно только с помощью протезирования, которым занимается ортопедическая стоматология. Современные материалы позволяют произвести качественное зубопротезирование с высокими эстетическими результатами. При включенных дефектах зубных рядов лечение мостовидными протезами является самым оптимальным вариантом. Односторонние и двусторонние дефекты необходимо замещать при помощи съемного бюгельного протезирования.

Первым этапом ортопедического лечения является обследование пациента, после чего врач-ортопед предлагает пациенту оптимальный вариант зубопротезирования. После подборки индивидуальной конструкции протеза проводят санацию полости рта. На этом этапе производится удаление зубов и корней, не подлежащих лечению, удаление зубного камня и лечение кариеса. Подготовка опорных зубов заключается в препарации и обтачивании, после чего делается слепок челюсти. По слепку зубов в зуботехнической лаборатории изготавливают коронки на опорные зубы, их цвет подбирается индивидуально. После примерки изготавливают окончательный протез, который фиксируется на цементах.

Зубопротезирование с помощью несъемных зубных протезов исправляет нарушения разной тяжести. Небольшие нарушения можно исправить с помощью виниров, вкладок и коронок. Значительные дефекты зубного ряда подлежат коррекции с помощью мостовидных протезов на имплантах с помощью металлокерамических коронок и безметалловой керамики. Несъемные протезы отличаются практичностью, удобством и долговечностью. Кроме этого они обеспечивают эстетичный внешний вид, и полное совпадение по цвету со здоровыми зубами.

Значительные дефекты зубных рядов и адентия требуют использования съемного протезирования зубов. Съемные протезы изготавливаются из акриловых пластмасс с помощью литьевой прессовки и последующей горячей или холодной полимеризации. Цвет, размер и форма будущих протезов подбирается индивидуально. Современные технологии позволяют пациентам после зубопротезирования полностью избавиться от проблем, связанных с дефектами зубных рядов. Протезы имеют высокую износостойкость и гарантийный срок, что позволяет реже производить их ремонт и замену.

Если отсутствует группа зубов, то применяют частично съемные протезы. Частично съемные протезы применяются в том случае, если необходимо восстановить основные жевательные зубы и при отсутствии зубов на большой протяженности. Этот метод используется и в том случае, если пациент отказывается от обточки соседних зубов и вследствие этого фиксация мостовидных протезов невозможна. Бюгельное протезирование применяется и в тех случаях, когда у пациентов наблюдается патологическая стираемость зубов или глубокий прикус.

Нейлоновые зубные протезы отличаются гибкостью, прочностью и способностью выдерживать значительные механические нагрузки. С помощью нейлоновых зубных протезов можно решить небольшие изъяны и значительные дефекты зубных рядов вплоть до адентии. Нейлоновые протезы не изменяют своей структуры и формы при воздействии агрессивных химических веществ и в условиях повышенной влажности. Такой тип протезирования подходит для людей с аллергией на другие компоненты протезов, так как нейлон гипоаллергенен и поэтому при наличии аллергии к металлу, винилу, акрилу и латексу, стоматологи советуют нейлоновые протезы. Они фиксируются дентаальвеолярными кламмерами и маскируются под цвет десен, поэтому абсолютно незаметны во время разговора. Их использование не причиняет вреда деснам и здоровым зубам. Отсутствует необходимость снимать их на ночь, что актуально для людей молодого возраста, у которых имеются дефекты зубных рядов. Нейлоновые протезы требуют съема в редких случаях для проведения чистки.

Зубные протезы из керамики легкие и эстетичные. Они широко применяются при реставрации передних зубов, потому как способны полностью имитировать форму цвет и полупрозрачность натуральной эмали. Керамические протезы скрывают дефекты разной степени тяжести и их применяют при разрушении зубов. Стоматологи рекомендуют керамику, так как она безвредна для организма и костей, не повреждает слизистую рта и десны, не вступает в реакцию с химическими веществами и не подвержена влиянию микроорганизмов.

Правильная эксплуатация и гигиенический уход за протезами существенно влияет на их внешний вид. Кроме того, они должны быть грамотно изготовлены и не вызывать чувство дискомфорта или ощущения инородного тела в полости рта.

Доступность зубопротезирования, благодаря различным технологиям, позволяет восстановить зубной ряд. Стоит учесть, что дефекты зубных рядов не только нарушают внешний вид и влияют на жевательную и речевую функции, но и ведут к вторичным деформациям зубов. Не забывайте, что выбор специалиста крайне важен, так как неправильное протезирование может привести к осложнениям вплоть до потери опорных зубов.

www.krasotaimedicina.ru