Содержание

Реставрация — это… Что такое Реставрация?

Реставрация станковой масляной живописи. Национальный музей, Варшава

Реставра́ция (лат. restavratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства[1].

Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

«§ 4. Сущность консервации монументов в том, чтобы поддерживать их в неизменном состоянии.»

— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.

История реставрации

Этические проблемы реставрации

Реставрационная мастерская. Впервые посетители через стеклянную стену могут наблюдать за процессами консервации и реставрации.
The Lunder Conservation Center, USA.

Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.

По Ю.Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.

  • Первая — восстановление произведения в его первоначальном виде;
  • Вторая — сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности,
  • Третья — выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта»[2]

По А. Ф. Лосеву, «Реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле, подчиняется его закономерностям»

[3].

Основные принципы научной реставрации и консервации:

  • минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;
  • обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;
  • научность;
  • археологическая реставрация;
  • стилистическая реставрация;
  • историзм;

Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем»[4].

  • правовое урегулирование взаимоотношений в реставрационной деятельности.

По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от омногих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип: «не навреди». [5]

Для России сферу охраны памятников регулируют:

  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — М., 2002;
  • «Положение об охране и использовании памятников истории и культуры». — М., 1982;
  • «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры». — М., 1986;
  • «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».(приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33).

Основные виды реставрации

См. также

Примечания

  1. Выгонная А., Калнин В., Цейтлина М. Основы реставрации… Мн. Дизайн ПРО 2000 с. 6—7.
  2. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия // Российская Академия Художеств, Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. — СПб., 1997. -102 с.
  3. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973. — С. 9
  4. Виолле-ле-Дюк реставрировал Собор Парижской Богоматери, с 1845 г., совместно с Ж. Б. Лассю; собор Сен-Назер и укрепления крепостные стены Каркассонна; замок Пьерфон; аббатство Сен-Дени, соборы в Амьене и Клермон-Ферране; церкви Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Мадлен в Везле; собор в Лозанне и многие другие здания.
  5. Публикации немецкого реставратора Ю. Генс «Restaurierung München»

Литература

  • Кедринский А. А. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. — М.: Изобразительное искусство, 1999. — 184 с. — ISBN 5-85200-119-8.
  • Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. д-ра арх-ры А. С. Щенкова; Сост. указат. А. С. Щенков, А. Л. Баталов, Т. А. и В. А. Куликовы. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2002. — 528 с., ил. — ISBN 5-275-00664-0.

Ссылки

dic.academic.ru

Реставрация — Большая советская энциклопедия

I

Реставра́ция (от позднелат. restauratio — восстановление)

восстановление, возобновление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (архитектурные памятники, произведения искусства, звукозаписи, кинофотодокументы, рукописи и т. д.). См. также Консервация.

II

Реставра́ция

во Франции, период вторичного правления династии Бурбонов (См. Бурбоны), свергнутой в конце 18 в. в результате Великой французской революции. Различают 1-ю Р. (1814—15) и 2-ю Р. (1815—1830), отделённые одна от другой периодом «Ста дней» (См. Сто дней). Конец режиму Р., представлявшему интересы главным образом дворянства и клерикалов, был положен Июльской революцией 1830 (См. Июльская революция 1830).

III

Реставра́ция

в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искажённых памятников истории и культуры (архитектурных сооружений, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и пр.) с целью сохранить их историческое и художественное значение (как частный случай — с целью вернуть первоначальный облик). Р. является составной частью охраны памятников истории и культуры (См. Охрана памятников истории и культуры) и имеет важное значение для общей истории и истории искусства. Проводимые при Р. исследования нередко коренным образом меняют сложившиеся концепции исторического развития (например, в 1890-е гг. при реставрационных работах И. Е. Забелина в Успенском соборе 12 в. во Владимире были достаточно точно установлены существенные черты стилистики древнерусских построек домонгольского периода; иногда аналогичную роль играет Р. произведений изобразительного искусства). Попытки Р. памятников архитектуры известны уже в античный период, однако до рубежа 18 и 19 вв. они обычно сводились к простому ремонту; под Р. произведений изобразительного искусства и памятников материальной культуры вплоть до конца 19 — начала 20 вв. подразумевали подновление объекта., на которое большое влияние оказывал уровень знаний в области истории искусств и материальной культуры. На рубеже 18 и 19 вв. задачей Р. стали считать «восстановление первоначального облика» или «великолепия» поврежденных или искажённых позднейшими перестройками и переделками памятников. Однако цель была поставлена ошибочно, так как невозможно полностью вернуть первоначальный облик художественных произведений, искажённых в течение веков. Отсутствовала и научно разработанная методика Р. (произведения архитектуры, изобразительного искусства и материальной культуры произвольно дополнялись и изменялись в соответствии с изменившимися вкусами, практическими потребностями и т.п.). Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся памятников культуры. Некоторые ограничения и предписания для производства реставрационных работ (в том числе обязательность предшествующего Р. глубокого изучения как самого здания, так и архитектуры периода его постройки, недопустимость компилятивных заимствований даже со зданий одного хронологического периода) были предложены Э. Э. Виолле-ле-Дюком

. Архитектурная одарённость позволила ему в некоторых Р. (преимущественно в ранний период деятельности, например в соборе Нотр-Дам в Париже в 1840-е — 1850-е гг.) добиться удовлетворительных результатов. Существенные ошибки допускались при реставрационных работах в России и в середине 19 в. Так, пресловутым стремлением к «единству стиля» была обусловлена Р., например, Дмитриевского собора во Владимире (были разобраны не только колокольня начала 19 в., но и приделы 16 в. и даже первоначальные угловые башни 12 в., ошибочно принятые за позднейшие пристройки). Отдельные ценные научные Р. проводились уже в первые десятилетия 19 в. Лишь с конца 19 в. накопление систематических знаний в области истории искусств и материальной культуры, а также инженерно-технических знаний сделало возможной подлинно научную Р. На развитие теории и практики Р. большое влияние оказали проведённые греческим архитектором Н. Баланосом в 1898—1917 работы по реставрации Парфенона
,
Эрехтейона, Пропилей в Афинском акрополе. В России на производство реставрационных работ начала оказывать благотворное влияние Археологическая комиссия Русского археологического общества; П. П. Покрышкин при Р. церкви Спаса на Берестове в Киеве (1903—04) выявил подлинные части здания 11—12 вв., раскрыв их от наслоений, но при этом сохранил колокольню (19 в.), апсиды и главы 17 в. Большую известность получила Р. в 1908—12 церкви Василия (12 в.) в Овруче по проекту А. В. Щусева
.
На рубеже 19 и 20 вв. складывается научная теория Р., наиболее разработанная в отношении памятников архитектуры (труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии и др.).

Основу теории современной Р. составляет понятие о реставрационном методе и дифференциации различных реставрационных методов, из которых для современной практики имеют значение три: Консервация, т. е. работы, не меняющие облик памятника, сохранившийся к моменту начала этих работ; аналитический (археологический) метод, сложившийся в главных чертах в ходе работ на Афинском акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии реставраторов (утверждена в 1932 и является основным методическим руководством для Р. в стране), а в СССР сформулированный И. Э. Грабарём (См. Грабарь) и применявшийся в практических работах под его руководством; синтетический метод, применяемый как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную Р. памятника. Важнейшие принципы аналитического метода, утвержденные 2-м Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции (1964), сводятся к следующему: памятник — это научный документ, исторический источник; основной целью Р. является «прочтение» этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника; для достижения цели Р. проводится по возможности наименьший объём работ, все вновь добавленные элементы должны быть выделены; все пристройки выполняются в современном стиле. Современные приёмы Р. допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов. Для Р. могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается. Разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника Р. позволяет укреплять поврежденную кладку без её нарушения. Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурное (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания. На натуре изучаются причины обветшания, повреждений, нарушения статического равновесия памятника; для исследования состояния конструкций используются технические средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений и деформаций памятника и исследуются специфические особенности основных строительных материалов и растворов. Если состояние памятника угрожающее, то уже в процессе предварительного обследования принимаются меры по аварийному ремонту. Изучаются элементы и детали, относящиеся к первоначальному облику здания, его стилевая характеристика, имеющиеся позднейшие наслоения, пристройки и переделки с их строительными и стилистическими особенностями. Историческая и художественная ценность этих наслоений, пристроек и переделок устанавливает специальная комиссия. Затем (или одновременно) проводится полный археологический обмер памятника и его фотофиксация. В ходе историко-архивного исследования изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии, картины, рисунки, на которых воспроизведён памятник, а также другие его изображения (например, на медалях, печатях). Для ценных в историческом или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность. Для Р. разрушенных сравнительно недавно памятников, имеющих выдающееся национальное значение, иногда применяется синтетический метод. Часто одновременно с Р. составляется проект приспособления памятника к его новому использованию (например, бывшего жилого дома для размещения музейной экспозиции). При применении аналитического метода Р. различные аналогии на других зданиях (отдельные элементы здания, декоративные детали, конструкции, приёмы каменной кладки и т.п.) используются лишь для общих выводов и анализа памятника, при синтетических — могут играть существенную роль для восстановления в натуре частей и отдельных деталей памятника. Необходимые раскрытия ведутся послойно и с большой осторожностью, так как в наслоениях могут быть ценные фрагменты или их следы. Раскрытия проводятся только после предварительных зондажей или шурфов, когда известно, что под наслоениями есть ценные и хорошо сохранившиеся элементы. Замена и восстановление разрушенных элементов производятся только на основе бесспорных данных об их первоначальном или прежнем облике. В количественном соотношении подлинных и восстановленных частей и элементов обязательно должны преобладать первые. Весь процесс Р. подробно фиксируется в дневниках и фотографиях.

Р. произведений изобразительного искусства и материальной культуры чаще преследует цель их восстановления в состоянии и виде наиболее близком к первоначальному. Как и Р. памятников архитектуры, она объединяет в себе понятия и процессы консервации и собственно Р. Научно обоснованная современная Р. развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта Р., причин и видов его разрушений и привнесённых искажений, глубокого изучения истории искусства и материальной культуры. Р. предшествует предварительное всестороннее изучение объекта Р. с привлечением химических, оптических и физических исследований материалов и технологии создания объекта (спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др.). В процессе Р. восстанавливаются утраченная механическая прочность объекта Р. путём введения в его структуру родственных материалов (например, пропитка известковой водой слоя штукатурки под стенной живописью, животным клеем грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя клеевой живописи) или высокопрочных синтетических, не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи, раскраски и позолоты произведений скульптуры и резьбы, удаляются (целиком или отдельными участками) или восстанавливаются химически и структурно изменившиеся элементы объекта (удаление потемневшего лака или олифы с живописи, рыхлой патины со скульптуры и различных изделий из сплавов меди и других металлов, отбеливание бумаги, восстановление цвета свинцовых белил и др.). Проводится частичное или полное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства, к станковой и монументальной живописи. Дополнения в живописи, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей, сохраняют как художественно-исторических документ. Если поздние слои живописи имеют художественную или историческую ценность, то их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Выполнение утраченных частей предметов материальной культуры, а также произведений живописи и скульптуры допускается, когда нужно придать большую прочность сохранившимся подлинным частям (восстановление штукатурного слоя под монументальной живописью, Левкаса в иконах, утраченных частей холста и грунта в масляной живописи, долив бумажной массы в произведения графики, документы и пр.). В скульптуре соединяются и крепятся (иногда на специально изготовленном каркасе) разрозненные детали. Яркие белые или цветные вставки грунтов, которые мешают восприятию авторской живописи, тонируют легко различимыми и удаляющимися красками. Произвольная реконструкция утраченных мест в живописи недопустима; как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии предварительной изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений слоем легко растворимого лака.

В СССР Р. памятников истории и культуры с первых лет Советской власти осуществляется под контролем государственных учреждений; уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия (занималась Р. памятников архитектуры; во главе работ по Р. произведений изобразительного искусства стояла Комиссия по сохранению и раскрытию памятников искусства), преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). В ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря была разработана научная методика Р. Реставрационные работы, проведённые в Московском Кремле в первое десятилетие Советской власти, получили общее признание в СССР и за рубежом. С 1948 создана широкая сеть республиканских, областных и городских (в крупных городах) мастерских по Р. преимущественно памятников архитектуры, в 1958 — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР). С дореволюционного периода реставрационные мастерские имеют Эрмитаж, Русский музей в Ленинграде, Третьяковская галерея, Исторический музей в Москве, ныне многие художественные и исторические музеи страны. Отделы гигиены книг и реставрационных документов есть в крупных библиотеках, хранилищах рукописей и архивах. При архитектурно-реставрационных мастерских имеются группы Р. живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, связанных с памятниками архитектуры. В СССР реставрационные работы ведутся систематически и в больших объёмах (охватывая памятники архитектуры и истории, музейные собрания и пр.). Особенно большой размах эти работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941—45, когда были реставрированы многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ростове-Ярославском, Суздале, Ленинграде, Москве, Киеве, в республиках Прибалтики и Средней Азии. Выдающимся достижением советских реставраторов стала Р. дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда — в Павловске, Петродворце (См. Петродворец), Пушкине и др., которым фашистская оккупация нанесла особенно значительный урон. Учитывая их большое историко-художественное значение и необходимость сохранить для грядущих поколений произведений выдающихся зодчих, ваятелей, садоводов и строителей 18—19 вв., на основе использования синтетического метода была поставлена и решена задача целостной Р. ансамблей. Сразу после освобождения от оккупации развернулись обширные работы по укреплению и обмеру руин дворцов и садово-парковых сооружений, сбору их уцелевших фрагментов, по расчистке парков от завалов и подсадка молодых деревьев взамен уничтоженных и многое др. Позже была восстановлена грандиозная система фонтанов Петродворца, началась Р. дворцов и павильонов и их интерьеров (полностью не закончена). На строго научной основе, с использованием обширных архивного и изобразительного материалов, восстановлены как сами многочисленные постройки, так и их декоративная скульптура, лепнина, резной позолоченный декор из дерева, наборные паркеты, плафоны и многое др. В ходе Р. были разработаны новые приёмы моделирования и восстановления деталей (например, резьбы по дереву, лепных украшений). Эти крупнейшие в мире реставрационные работы проведены большим коллективом архитекторов-градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник, В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А. В. Трескин и др.) и специалистов других профессий. При Р. иногда восстанавливался первоначальный характер построек, измененный в 19 в. (например, воссоздан Актовый зал в Лицее в Пушкине, уничтоженный в 1843). Эти работы, а также Р. разрушенных в годы Великой Отечественной войны 1941—45 памятников архитектуры Новгорода, Пскова и других городов определили общее направление советского реставрационного дела: преобладает стремление восстановить близкий к первоначальному так называемый «оптимальный облик» памятника архитектуры. Значительные реставрационные работы провели советские специалисты-реставраторы: архитекторы — В. С. Баниге, П. Д. Барановский, А. Д. Варганов, Л. А. Давид, П. Н. Максимов, Н. Н. Померанцев, Д. П. Сухов, А. В. Столетов, Н. Н. Соболев и др.; в области живописи — В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины, Е. И. и Н. И. Брягины, В. Е. и Д. Е. Брягины, С. С. Чураков, В. В. Филатов, В. Н. Яковлев и др.; в области скульптуры — М. А. Александровский, И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.; в области графики — В. Н. Крылова, Ю. П. Нюкша и др.; в области прикладного искусства — Т. Н. Александрова-Дольник, Ф. Я. Мишуков и др.

Обмен опытом между специалистами-реставраторами разных стран осуществляет Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам.

Лит.: Кудрявцев Е. В., Техника реставрации картин, М., 1948; Костров П. И., Техника живописи и консервация росписей Древнего Пянджикента, в книге: Живопись Древнего Пянджикента, М., 1954; Филатов В. В., Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; Семенович Н. Н., Реставрация музейных тканей. Теория и технология, Л., 1961; Грабарь И. Э., О древнерусском искусстве, М., 1966; Михайловский Е. В., Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций), М., 1971; [Целиков А. И.], Охрана, реставрация и консервация памятников русской архитектуры (1917—1968). Библиографический указатель литературы, М., 1970; [Волкова Л. В.], Реставрация, консервация и хранение музейных художественных ценностей. Указатель литературы, М., 1974; Методика и практика сохранения памятников архитектуры. Сб., М., 1974; Ополовников А. В., Реставрация памятников народного зодчества, М., 1974; Viollet ie Due Е. E., Restauration. B кн.: Dictionnaireraisonné de I ‘architecture française du Xl-e au XVI-e siècle, t. 8, P., 1866; Riegl A., Der moderne Denkmairkultus. Sein Wesen und seine Entstehung, W., 1903; Petr F., О starých malbách a jejich restaurování, P., 1954; Slánský B., Technika malby, dl 2 — Průzkum a restaurování obrazů, Praha, 1956; Marijnissen R. Н., Degradation, conservation et restauration de l’oeuvre d’art, v. 1—2, Brux., 1967.

Е. В. Михайловский (реставрация архитектуры), В. В. Филатов.

Реставрация

Замок Кэрби Мэкслоо (15 в.) в Англии после реставрации, 1950-е гг. Выявлены и реставрированы подлинные сохранившиеся части.

Реставрация. Рис. 2

Портик кариатид храма Эрехтейона (421—406 гг. до н. э. ) на акрополе в Афинах. Реставрация Н. Баланоса. 1902—1909. Светлым материалом выделены добавленные части.

Реставрация. Рис. 3

Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 1 — до реставрации;

Реставрация. Рис. 4

Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 2 — после реставрации (1938, 1960, реставраторы В. И. Балдин, И. В. Трофимов).

Реставрация. Рис. 5

Большой Дворец и Большой каскад с гротом после реставрации (проект 1945, Н. В. Баранов, А. Э. Гессен, А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская и др.).

Реставрация. Рис. 6

Большой дворец и Большой каскад с гротом (1-я половина 18 в., архитекторы И. Ф Браунштейн, М. Г. Земцов, Н. Макетти, В. В. Растрелли и др.) в Петродворце, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками. Фото 1944. Вид со стороны Нижнего парка.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. реставрация — -и, ж. 1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины). [Архитектор] был вызван для реставрации кладбищенской церкви. Чехов, Старость. Малый академический словарь
  2. реставрация — Заимств. во второй половине XIX в. из нем. яз., где Restauration < лат. restauratio, суф. производного от restaurare «восстанавливать». Этимологический словарь Шанского
  3. реставрация — реставра́ция Через польск. restauracja или нем. Restauration из лат. restaurātiō. Этимологический словарь Макса Фасмера
  4. реставрация — РЕСТАВРАЦИЯ, и, ж. 1. Восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в прежнем, первоначальном виде. 2. Восстановление прежнего свергнутого политического строя (книжн.). | прил. реставрационный, ая, ое (к 1 знач.). Реставрационные работы. Толковый словарь Ожегова
  5. реставрация — орф. реставрация, -и; но: Реставрация, -и (в Англии XVII в., во Франции XIX в.) Орфографический словарь Лопатина
  6. РЕСТАВРАЦИЯ — РЕСТАВРАЦИЯ (от позднелат. restauratio — восстановление) — восстановление чего-либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (напр., архитектурных памятников, произведений искусства). Большой энциклопедический словарь
  7. РЕСТАВРАЦИЯ — Восстановление в первоначальном виде: 1) произведений искусства, пострадавших от времени; 2) общественно-политического строя или правящей династии. Экономический словарь терминов
  8. реставрация — 1. реставрация ж. 1. Восстановление в первоначальном виде чего-либо обветшавшего или разрушенного (обычно произведений и памятников искусства). 2. перен. Восстановление свергнутого общественно-политического строя или правившей ранее династии. Толковый словарь Ефремовой
  9. реставрация — Реставрация, реставрации, реставрации, реставраций, реставрации, реставрациям, реставрацию, реставрации, реставрацией, реставрациею, реставрациями, реставрации, реставрациях Грамматический словарь Зализняка
  10. реставрация — Реставр/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
  11. РЕСТАВРАЦИЯ — РЕСТАВРАЦИЯ (от лат. restauratio — восстановление) — англ. restauration; нем. Restauration. 1. Восстановление в первоначальном виде произведений изобразительных искусств и архитектуры, пострадавших от времени или переделок. Социологический словарь
  12. реставрация — РЕСТАВР’АЦИЯ, реставрации, ·жен. (·лат. restauratio). 1. Восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (особенно произведений искусства). Реставрация картины. Реставрация дворца. Толковый словарь Ушакова
  13. реставрация — Реставрации, ж. [латин. restauratio]. 1. Восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (особенно произведений искусства). Реставрация картины. Реставрация дворца. 2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя. Большой словарь иностранных слов
  14. Реставрация — (от позднелат. restauratio — восстановление), широкое понятие, охватывающее все виды и способы укрепления и восстановления искажённых, повреждённых или разрушенных памятников истории и культуры (отдельных архитектурных сооружений и их комплексов… Художественная энциклопедия
  15. реставрация — РЕСТАВРАЦИЯ и, ж. restauration f., нем. Restoration <�лат. restauratio восстановление. 1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. попорченного, обветшалого (преимущественно произведений искусства). БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  16. реставрация — РЕСТАВРАЦИЯ -и; ж. [лат. restauratio] 1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины). Р. собора, картин. Начать реставрацию жилого дома. Толковый словарь Кузнецова
  17. реставрация — См. ресторация Толковый словарь Даля
  18. реставрация — сущ., кол-во синонимов: 10 автореставрация 1 возрождение 23 воссоздание 18 восстановление 50 вычинка 2 нейрореставрация 1 реконструкция 15 ремонт 36 реставрирование 4 фотореставрация 1 Словарь синонимов русского языка
Реставрация. Рис. 6

gufo.me

Реставрация — Википедия. Что такое Реставрация

Реставрация станковой масляной живописи. Национальный музей, Варшава

Реставра́ция (лат. restauratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства[1].

Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

«§ 4. Сущность консервации монументов в том, чтобы поддерживать их в неизменном состоянии.»

— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.

История реставрации

Этические проблемы реставрации

Реставрационная мастерская. Впервые посетители через стеклянную стену могут наблюдать за процессами консервации и реставрации. The Lunder Conservation Center, USA.

Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет своё историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.

По Ю. Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.

  • Первая — восстановление произведения в его первоначальном виде;
  • Вторая — сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности,
  • Третья — выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта»[2]

По А. Ф. Лосеву, «Реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле, подчиняется его закономерностям»[3].

Основные принципы научной реставрации и консервации:

  • минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;
  • обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;
  • научность;
  • археологическая реставрация;
  • стилистическая реставрация;
  • историзм;

Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем»[4].

  • правовое урегулирование взаимоотношений в реставрационной деятельности.

По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от многих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип «не навреди».[5]

Для России сферу охраны памятников регулируют:

  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — М., 2002;
  • «Положение об охране и использовании памятников истории и культуры». — М., 1982;
  • «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры». — М., 1986;
  • «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».(приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33).

Материалы, применяемые в реставрации

См. также

Примечания

  1. ↑ Выгонная А., Калнин В., Цейтлина М. Основы реставрации… Мн. Дизайн ПРО 2000 с. 6—7.
  2. ↑ Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия // Российская Академия Художеств, Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — СПб., 1997. −102 с.
  3. ↑ Лосев А. Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973. — С. 9
  4. ↑ Виолле-ле-Дюк реставрировал Собор Парижской Богоматери, с 1845 г., совместно с Ж. Б. Лассю; собор Сен-Назер и укрепления крепостные стены Каркассонна; замок Пьерфон; аббатство Сен-Дени, соборы в Амьене и Клермон-Ферране; церкви Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Мадлен в Везле; собор в Лозанне и многие другие здания.
  5. ↑ Публикации немецкого реставратора Ю. Генс «Restaurierung München»

Литература

  • Кедринский А. А. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. — М.: Изобразительное искусство, 1999. — 184 с. — ISBN 5-85200-119-8.
  • Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архитектурной реставрации / под общ. ред. д-ра арх-ры А. С. Щенкова; сост. указат. А. С. Щенков, А. Л. Баталов, Т. А. и В. А. Куликовы. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2002. — 528 с. — ISBN 5-275-00664-0.

Ссылки

wiki.sc

это что такое? Виды реставрации :: SYL.ru

Реставрация – это вовсе не скучно, как может показаться на первый взгляд! Она представляет собой интересную, увлекательную, благородную и невероятно полезную сферу человеческой деятельности.

Итак, что такое реставрация? Какие ее виды существуют? И каково значение слова «реставрация»? Попробуем ответить на все эти вопросы в нашей статье.

Реставрация: значение и происхождение слова

У любого термина есть свое происхождение. Итак, что же такое реставрация? Слово это происходит от латинского restauratio, что значит «восстанавливать», «воссоздавать». В самом широком смысле это процесс восстановления чего-либо в его прежнем, исходном облике. Возрождение, воссоздание, восстановление, реконструкция – все эти слова так или иначе являются синонимами термина «реставрация».

Определение этого понятия в более узком значении немного иное. В частности когда речь идет о восстановлении культурного наследия. В этом случае реставрация – это комплекс специфических мероприятий, направленных на укрепление памятников человеческой культуры, их сохранение, восстановление утраченных или же поврежденных элементов. Речь идет не только об архитектурных сооружениях. Под этим понятием подразумевается также восстановление произведений изобразительного искусства, археологических артефактов и т. п.

реставрация это

Первые сведения о реставрационных работах датируются эпохой Средневековья. А в середине XVII века в Европе начинают создаваться серьезные школы профессиональной архитектурной реставрации.

Что можно отреставрировать?

Реставрировать можно много чего: мебель, старинные здания, мосты, картины, скульптуры, автомобили, мотоциклы, фотографии… Занятие это не такое рутинное и скучное, как может показаться на первый взгляд. Например, реставрация своими руками мебели – это не столько работа, сколько настоящее искусство, волшебство! Ведь мастер, занимающийся этим делом, возвращает новую жизнь тем предметам интерьера, которые другие уже давно бы выбросили на свалку.

Существует и такое понятие, как «реставрация зубов». Это процесс восстановления их формы и функций при повреждении. Интересным и довольно востребованным занятием является реставрация фотографий. Она предполагает удаление пятен, трещин и заломов на старых снимках. Существуют также технологии, позволяющие восстанавливать порванные фотографии.

В некоторых гуманитарных науках тоже употребляется слово «реставрация». Определение по истории, например, у данного термина следующее: это восстановление рухнувшего политического строя или режима в определенном государстве. В национальной истории Франции даже выделяют отдельный период – эпоху Реставрации (конец XVIII – начало XIX века).

Памятники архитектуры и важность их сохранения

Архитектурными памятниками называют недвижимые объекты материального или духовного творчества человека. Ими могут быть как отдельные здания (церкви, костелы, дворцы, замки), так и их комплексы (улицы, площади или целые поселения). При этом любой такой объект должен иметь определенную ценность: историческую, градостроительную или художественную.

реставрация слово

Памятники архитектуры являются частью культурного наследия общемировой цивилизации. Кроме того, они дают нам информацию об особенностях и ценностях той или иной исторической эпохи. Именно поэтому сохранение памятников старины – это очень важная задача современного общества. И к ее выполнению следует подходить комплексно, грамотно и со всей ответственностью.

Кстати, реставрация – это далеко не всегда удел опытных профессионалов и узких специалистов в этой области. Например, французская компания Rempart предлагает на волонтерских началах заняться этим интересным делом обычным людям и студентам. Чтобы поучаствовать в одном из их проектов, человеку достаточно оставить заявку и заполнить соответствующую анкету.

Архитектурная реставрация: особенности и принципы

Здания разрушаются вследствие непродуманных и безответственных действий человека, из-за вредных условий окружающей среды или же просто со временем.

Согласно действующему российскому законодательству, к реставрации относят обширный комплекс исследовательских, проектных, ремонтных и инженерных мероприятий, которые производятся на недвижимых памятниках истории, культуры и архитектуры.

В ходе традиционной реставрации, как правило, осуществляется:

  • укрепление фундамента, а также каркаса здания с применением различных средств;
  • выявление и ликвидация дефектов в конструкции сооружения;
  • восстановление отдельных архитектурных элементов памятника (например, настенной лепнины).
реставрация значение

Реставрация любого архитектурного или культурного памятника происходит согласно принципам историзма, целесообразности, научности и минимизации вмешательства команды реставраторов в исходный исторический материал.

Как реставрируют исторические здания?

Процесс реставрации того или иного объекта включает в себя несколько последовательных этапов. Начинается он с комплексного и всестороннего исследования памятника, которое предусматривает как внешний осмотр здания, так и тщательное изучение разнообразных архивных материалов. Также очень важно вести постоянный мониторинг сооружения, дабы вовремя выявлять все его «болезни» и повреждения.

Следующий этап реставрационных работ – это проектирование. На основе результатов комплексного исследования памятника составляется детальный эскизный проект его реставрации. В дальнейшем он рассматривается и утверждается (либо не утверждается) соответствующей комиссией.

Реставрационные мероприятия в обязательном порядке сопровождаются подробной фотофиксацией всех проводимых работ. Причем главный архитектор вправе в любой момент остановить работы, обнаружив те или иные ошибки в проекте.

В современной реставрации применяется ряд специальных материалов и красок. Среди них левкас (особая разновидность грунта), скипидар, шеллак (природная смола), пастель, сусальное золото, диметилформамид, клеи животного происхождения и т. д.

Виды реставрационных работ

На практике существует несколько разновидностей реставрационных работ в зависимости от конечной цели данного мероприятия. Такой целью может быть либо восстановление отдельных утраченных элементов здания, либо устранение дефектов конструкции (трещин, сколов, разломов и т. п.), либо улучшение внешнего вида памятника.

Исходя из этого реставрация может быть коммерческой или музейно-научной. В первом случае целью проводимых работ является полное восстановление функциональности здания, а во втором – лишь его консервация, сохранение.

Реставрация также бывает:

  • целостная;
  • фрагментарная.

Здесь все вполне очевидно. Целостная реставрация заключается в полном восстановлении исходных особенностей и функций того или иного здания. Работы в этом случае наиболее сложные в техническом плане. Фрагментарная (или частичная) реставрация сводится к ремонту лишь одного из элементов конструкции здания. Например, это может быть очистка главного фасада от различных сторонних наслоений.

Что такое раскрытие, консервация и реконструкция?

Реставрация – это некое обобщенное понятие, объединяющие в себе несколько отличающихся друг от друга по содержанию работ: раскрытие, консервацию, ремонт и реконструкцию. Все они могут быть либо этапами единого реставрационного процесса, либо самостоятельными мероприятиями. Давайте в общих чертах познакомимся с сущностью и особенностями этих работ.

значение слова реставрация

Раскрытие – это разновидность реставрационно-восстановительных работ, которая более характерна для предметов и памятников искусства. Суть его заключается в том, чтобы избавить тот или иной культурный памятник от наслоений более позднего возраста. То есть раскрыть, «докопаться» до его первоначального вида. В качестве примера можно привести раскрытие старинных фресок Спасо-Преображенского храма в белорусском городе Полоцке. В 2015 году, чтобы «освободить» живопись XII века, реставраторам пришлось снять два более поздних слоя XIX столетия.

Консервация – это комплекс мероприятий, направленных на приостановление процесса разрушения конкретного памятника. К ним относятся очистка, дезинфекция, гидрофобизация, укрепление стен и сводов и т. п. Под реставрационным ремонтом подразумевают комплекс работ, направленных на устранение износа сооружения и восстановление первоначального декоративного облика его фасадов.

Реконструкция – самый сложный и ответственный вид реставрационный работ. Это коренная перестройка здания с полной или же частичной перепланировкой помещений внутри него.

Реставрация «до» и «после»: несколько удачных примеров

Сохранением старинных сооружений и архитектурных комплексов в Европе начали активно заниматься лишь в XVIII веке. Сегодня реставрационные работы во многих европейских государствах ведутся с использованием новейших технологий и привлечением высококвалифицированных специалистов. Давайте рассмотрим несколько удачных примеров восстановления исторических зданий.

На фотографиях ниже замок Пьерфон во Франции до и после реставрации. Из руин его восстановили еще в конце XIX века по распоряжению Наполеона III.

реставрация определение по истории

Петергофский дворец – еще один пример превосходной реставрации. Ансамбль был разрушен в годы Второй мировой войны.

реставрация своими руками

Знаменитая Фрауэнкирхе в Дрездене тоже была разрушена войной. Ее восстановили практически с нуля в начале 2000-х.

реставрация до и после

Как спасают памятники архитектуры в развитых странах Европы?

Очевидно, что реставрация старинных зданий – удовольствие не из дешевых. В нашей стране охрана архитектурных памятников зачастую уходит на второй, а то и на третий план. Но в некоторых европейских странах все по-другому. Наиболее трепетно за своим архитектурным и историческим наследием следят в Германии, Италии, Франции, а также Чехии.

Например, немецкое законодательство предусматривает огромные штрафы за повреждение или незаконную реконструкцию памятников национального зодчества (от 50 тысяч до 1 миллиона евро). Не менее жесткие правила и в Чехии. К примеру, если в старинном особняке находятся ценные предметы искусства, то его владелец будет обязан даже соблюдать определенный температурный режим в своем доме.

А вот Франция, дабы спасти свои многочисленные архитектурные памятники, продает их в частные руки. Кроме этого, французы активно привлекают к восстановлению своего культурного наследия волонтеров со всего мира.

www.syl.ru

Реставрация — это… Что такое Реставрация?

        в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, поврежденных или искажённых памятников истории и культуры (архитектурных сооружений, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологических находок и пр.) с целью сохранить их историческое и художественное значение (как частный случай — с целью вернуть первоначальный облик). Р. является составной частью охраны памятников истории и культуры (См. Охрана памятников истории и культуры) и имеет важное значение для общей истории и истории искусства. Проводимые при Р. исследования нередко коренным образом меняют сложившиеся концепции исторического развития (например, в 1890-е гг. при реставрационных работах И. Е. Забелина в Успенском соборе 12 в. во Владимире были достаточно точно установлены существенные черты стилистики древнерусских построек домонгольского периода; иногда аналогичную роль играет Р. произведений изобразительного искусства). Попытки Р. памятников архитектуры известны уже в античный период, однако до рубежа 18 и 19 вв. они обычно сводились к простому ремонту; под Р. произведений изобразительного искусства и памятников материальной культуры вплоть до конца 19 — начала 20 вв. подразумевали подновление объекта., на которое большое влияние оказывал уровень знаний в области истории искусств и материальной культуры. На рубеже 18 и 19 вв. задачей Р. стали считать «восстановление первоначального облика» или «великолепия» поврежденных или искажённых позднейшими перестройками и переделками памятников. Однако цель была поставлена ошибочно, так как невозможно полностью вернуть первоначальный облик художественных произведений, искажённых в течение веков. Отсутствовала и научно разработанная методика Р. (произведения архитектуры, изобразительного искусства и материальной культуры произвольно дополнялись и изменялись в соответствии с изменившимися вкусами, практическими потребностями и т.п.). Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся памятников культуры. Некоторые ограничения и предписания для производства реставрационных работ (в том числе обязательность предшествующего Р. глубокого изучения как самого здания, так и архитектуры периода его постройки, недопустимость компилятивных заимствований даже со зданий одного хронологического периода) были предложены Э. Э. Виолле-ле-Дюком. Архитектурная одарённость позволила ему в некоторых Р. (преимущественно в ранний период деятельности, например в соборе Нотр-Дам в Париже в 1840-е — 1850-е гг.) добиться удовлетворительных результатов. Существенные ошибки допускались при реставрационных работах в России и в середине 19 в. Так, пресловутым стремлением к «единству стиля» была обусловлена Р., например, Дмитриевского собора во Владимире (были разобраны не только колокольня начала 19 в., но и приделы 16 в. и даже первоначальные угловые башни 12 в., ошибочно принятые за позднейшие пристройки). Отдельные ценные научные Р. проводились уже в первые десятилетия 19 в. Лишь с конца 19 в. накопление систематических знаний в области истории искусств и материальной культуры, а также инженерно-технических знаний сделало возможной подлинно научную Р. На развитие теории и практики Р. большое влияние оказали проведённые греческим архитектором Н. Баланосом в 1898—1917 работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилей в Афинском акрополе. В России на производство реставрационных работ начала оказывать благотворное влияние Археологическая комиссия Русского археологического общества; П. П. Покрышкин при Р. церкви Спаса на Берестове в Киеве (1903—04) выявил подлинные части здания 11—12 вв., раскрыв их от наслоений, но при этом сохранил колокольню (19 в.), апсиды и главы 17 в. Большую известность получила Р. в 1908—12 церкви Василия (12 в.) в Овруче по проекту А. В. Щусева. На рубеже 19 и 20 вв. складывается научная теория Р., наиболее разработанная в отношении памятников архитектуры (труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии и др.).          Основу теории современной Р. составляет понятие о реставрационном методе и дифференциации различных реставрационных методов, из которых для современной практики имеют значение три: Консервация, т. е. работы, не меняющие облик памятника, сохранившийся к моменту начала этих работ; аналитический (археологический) метод, сложившийся в главных чертах в ходе работ на Афинском акрополе и получивший яркое выражение в Италии в Хартии реставраторов (утверждена в 1932 и является основным методическим руководством для Р. в стране), а в СССР сформулированный И. Э. Грабарём (См. Грабарь) и применявшийся в практических работах под его руководством; синтетический метод, применяемый как исключение и предусматривающий во всех случаях целостную Р. памятника. Важнейшие принципы аналитического метода, утвержденные 2-м Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам в Венеции (1964), сводятся к следующему: памятник — это научный документ, исторический источник; основной целью Р. является «прочтение» этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника; для достижения цели Р. проводится по возможности наименьший объём работ, все вновь добавленные элементы должны быть выделены; все пристройки выполняются в современном стиле. Современные приёмы Р. допускают использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной техники и различных физико-химических методов. Для Р. могут применяться различные материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается. Разборка подлинных частей памятника, как правило, исключается, так как современная техника Р. позволяет укреплять поврежденную кладку без её нарушения. Реставрационным работам предшествует тщательное и всестороннее исследование памятника: натурное (архитектурное и инженерное) и историко-архивные изыскания. На натуре изучаются причины обветшания, повреждений, нарушения статического равновесия памятника; для исследования состояния конструкций используются технические средства. Выясняются возможные способы устранения повреждений и деформаций памятника и исследуются специфические особенности основных строительных материалов и растворов. Если состояние памятника угрожающее, то уже в процессе предварительного обследования принимаются меры по аварийному ремонту. Изучаются элементы и детали, относящиеся к первоначальному облику здания, его стилевая характеристика, имеющиеся позднейшие наслоения, пристройки и переделки с их строительными и стилистическими особенностями. Историческая и художественная ценность этих наслоений, пристроек и переделок устанавливает специальная комиссия. Затем (или одновременно) проводится полный археологический обмер памятника и его фотофиксация. В ходе историко-архивного исследования изучаются все, даже косвенные, письменные источники, фотографии, картины, рисунки, на которых воспроизведён памятник, а также другие его изображения (например, на медалях, печатях). Для ценных в историческом или в художественном отношении памятников, а также для объектов, имеющих значение памятников истории материальной культуры, обычно применяют метод консервации или аналитический с ограниченным раскрытием и сохранением наслоений, имеющих историческую или художественную ценность. Для Р. разрушенных сравнительно недавно памятников, имеющих выдающееся национальное значение, иногда применяется синтетический метод. Часто одновременно с Р. составляется проект приспособления памятника к его новому использованию (например, бывшего жилого дома для размещения музейной экспозиции). При применении аналитического метода Р. различные аналогии на других зданиях (отдельные элементы здания, декоративные детали, конструкции, приёмы каменной кладки и т.п.) используются лишь для общих выводов и анализа памятника, при синтетических — могут играть существенную роль для восстановления в натуре частей и отдельных деталей памятника. Необходимые раскрытия ведутся послойно и с большой осторожностью, так как в наслоениях могут быть ценные фрагменты или их следы. Раскрытия проводятся только после предварительных зондажей или шурфов, когда известно, что под наслоениями есть ценные и хорошо сохранившиеся элементы. Замена и восстановление разрушенных элементов производятся только на основе бесспорных данных об их первоначальном или прежнем облике. В количественном соотношении подлинных и восстановленных частей и элементов обязательно должны преобладать первые. Весь процесс Р. подробно фиксируется в дневниках и фотографиях.          Р. произведений изобразительного искусства и материальной культуры чаще преследует цель их восстановления в состоянии и виде наиболее близком к первоначальному. Как и Р. памятников архитектуры, она объединяет в себе понятия и процессы консервации и собственно Р. Научно обоснованная современная Р. развивается на основе изучения материалов и технологии создания объекта Р., причин и видов его разрушений и привнесённых искажений, глубокого изучения истории искусства и материальной культуры. Р. предшествует предварительное всестороннее изучение объекта Р. с привлечением химических, оптических и физических исследований материалов и технологии создания объекта (спектральный, хроматографический, микрокристаллический и другие анализы, обзорное рентгенографирование, микро- и макрофотография, обследование в инфракрасных лучах и др.). В процессе Р. восстанавливаются утраченная механическая прочность объекта Р. путём введения в его структуру родственных материалов (например, пропитка известковой водой слоя штукатурки под стенной живописью, животным клеем грунта икон и картин масляной живописи, красочного слоя клеевой живописи) или высокопрочных синтетических, не оказывающих вредного воздействия на памятник. Исправляются деформированные части основы, грунта и красочного слоя живописи, раскраски и позолоты произведений скульптуры и резьбы, удаляются (целиком или отдельными участками) или восстанавливаются химически и структурно изменившиеся элементы объекта (удаление потемневшего лака или олифы с живописи, рыхлой патины со скульптуры и различных изделий из сплавов меди и других металлов, отбеливание бумаги, восстановление цвета свинцовых белил и др.). Проводится частичное или полное удаление позднейших дополнений к скульптуре, предметам декоративно-прикладного искусства, к станковой и монументальной живописи. Дополнения в живописи, если они не мешают восприятию сохранившихся авторских частей, сохраняют как художественно-исторических документ. Если поздние слои живописи имеют художественную или историческую ценность, то их по возможности отслаивают и переносят на новый грунт и основу. Выполнение утраченных частей предметов материальной культуры, а также произведений живописи и скульптуры допускается, когда нужно придать большую прочность сохранившимся подлинным частям (восстановление штукатурного слоя под монументальной живописью, Левкаса в иконах, утраченных частей холста и грунта в масляной живописи, долив бумажной массы в произведения графики, документы и пр.). В скульптуре соединяются и крепятся (иногда на специально изготовленном каркасе) разрозненные детали. Яркие белые или цветные вставки грунтов, которые мешают восприятию авторской живописи, тонируют легко различимыми и удаляющимися красками. Произвольная реконструкция утраченных мест в живописи недопустима; как исключение она проводится в масляной и других видах живописи при условии предварительной изоляции авторского красочного слоя и грунта от восполнений слоем легко растворимого лака.          В СССР Р. памятников истории и культуры с первых лет Советской власти осуществляется под контролем государственных учреждений; уже в мае 1918 по инициативе И. Э. Грабаря была создана Всероссийская реставрационная комиссия (занималась Р. памятников архитектуры; во главе работ по Р. произведений изобразительного искусства стояла Комиссия по сохранению и раскрытию памятников искусства), преобразованная затем в Центральные государственные реставрационные мастерские (ЦГРМ). В ЦГРМ под руководством И. Э. Грабаря была разработана научная методика Р. Реставрационные работы, проведённые в Московском Кремле в первое десятилетие Советской власти, получили общее признание в СССР и за рубежом. С 1948 создана широкая сеть республиканских, областных и городских (в крупных городах) мастерских по Р. преимущественно памятников архитектуры, в 1958 — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория консервации и реставрации (ВЦНИЛКР). С дореволюционного периода реставрационные мастерские имеют Эрмитаж, Русский музей в Ленинграде, Третьяковская галерея, Исторический музей в Москве, ныне многие художественные и исторические музеи страны. Отделы гигиены книг и реставрационных документов есть в крупных библиотеках, хранилищах рукописей и архивах. При архитектурно-реставрационных мастерских имеются группы Р. живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, связанных с памятниками архитектуры. В СССР реставрационные работы ведутся систематически и в больших объёмах (охватывая памятники архитектуры и истории, музейные собрания и пр.). Особенно большой размах эти работы приобрели после окончания Великой Отечественной войны 1941—45, когда были реставрированы многочисленные памятники архитектуры в Новгороде, Пскове, Ростове-Ярославском, Суздале, Ленинграде, Москве, Киеве, в республиках Прибалтики и Средней Азии. Выдающимся достижением советских реставраторов стала Р. дворцово-парковых ансамблей в окрестностях Ленинграда — в Павловске, Петродворце (См. Петродворец), Пушкине и др., которым фашистская оккупация нанесла особенно значительный урон. Учитывая их большое историко-художественное значение и необходимость сохранить для грядущих поколений произведений выдающихся зодчих, ваятелей, садоводов и строителей 18—19 вв., на основе использования синтетического метода была поставлена и решена задача целостной Р. ансамблей. Сразу после освобождения от оккупации развернулись обширные работы по укреплению и обмеру руин дворцов и садово-парковых сооружений, сбору их уцелевших фрагментов, по расчистке парков от завалов и подсадка молодых деревьев взамен уничтоженных и многое др. Позже была восстановлена грандиозная система фонтанов Петродворца, началась Р. дворцов и павильонов и их интерьеров (полностью не закончена). На строго научной основе, с использованием обширных архивного и изобразительного материалов, восстановлены как сами многочисленные постройки, так и их декоративная скульптура, лепнина, резной позолоченный декор из дерева, наборные паркеты, плафоны и многое др. В ходе Р. были разработаны новые приёмы моделирования и восстановления деталей (например, резьбы по дереву, лепных украшений). Эти крупнейшие в мире реставрационные работы проведены большим коллективом архитекторов-градостроителей (Н. В. Баранов и др.), архитекторов-реставраторов (А. Э. Гессен, И. Н. Бенуа, Е. В. Казанская, А. А. Кедринский, Ф. Ф. Олейник, В. М. Савков, С. В. Попова-Гунич, М. А. Тихомирова и др.), скульпторов (И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.), художников (Р. П. Саусен, А. В. Трескин и др.) и специалистов других профессий. При Р. иногда восстанавливался первоначальный характер построек, измененный в 19 в. (например, воссоздан Актовый зал в Лицее в Пушкине, уничтоженный в 1843). Эти работы, а также Р. разрушенных в годы Великой Отечественной войны 1941—45 памятников архитектуры Новгорода, Пскова и других городов определили общее направление советского реставрационного дела: преобладает стремление восстановить близкий к первоначальному так называемый «оптимальный облик» памятника архитектуры. Значительные реставрационные работы провели советские специалисты-реставраторы: архитекторы — В. С. Баниге, П. Д. Барановский, А. Д. Варганов, Л. А. Давид, П. Н. Максимов, Н. Н. Померанцев, Д. П. Сухов, А. В. Столетов, Н. Н. Соболев и др.; в области живописи — В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины, Е. И. и Н. И. Брягины, В. Е. и Д. Е. Брягины, С. С. Чураков, В. В. Филатов, В. Н. Яковлев и др.; в области скульптуры — М. А. Александровский, И. В. Крестовский, В. Л. Симонов и др.; в области графики — В. Н. Крылова, Ю. П. Нюкша и др.; в области прикладного искусства — Т. Н. Александрова-Дольник, Ф. Я. Мишуков и др.

         Обмен опытом между специалистами-реставраторами разных стран осуществляет Международный конгресс архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам.

        

         Лит.: Кудрявцев Е. В., Техника реставрации картин, М., 1948; Костров П. И., Техника живописи и консервация росписей Древнего Пянджикента, в книге: Живопись Древнего Пянджикента, М., 1954; Филатов В. В., Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация, М., 1961; Семенович Н. Н., Реставрация музейных тканей. Теория и технология, Л., 1961; Грабарь И. Э., О древнерусском искусстве, М., 1966; Михайловский Е. В., Реставрация памятников архитектуры. (Развитие теоретических концепций), М., 1971; [Целиков А. И.], Охрана, реставрация и консервация памятников русской архитектуры (1917—1968). Библиографический указатель литературы, М., 1970; [Волкова Л. В.], Реставрация, консервация и хранение музейных художественных ценностей. Указатель литературы, М., 1974; Методика и практика сохранения памятников архитектуры. Сб., М., 1974; Ополовников А. В., Реставрация памятников народного зодчества, М., 1974; Viollet ie Due Е. E., Restauration. B кн.: Dictionnaireraisonné de I ‘architecture française du Xl-e au XVI-e siècle, t. 8, P., 1866; Riegl A., Der moderne Denkmairkultus. Sein Wesen und seine Entstehung, W., 1903; Petr F., О starých malbách a jejich restaurování, P., 1954; Slánský B., Technika malby, dl 2 — Průzkum a restaurování obrazů, Praha, 1956; Marijnissen R. Н., Degradation, conservation et restauration de l’oeuvre d’art, v. 1—2, Brux., 1967.

         Е. В. Михайловский (реставрация архитектуры), В. В. Филатов.

        Замок Кэрби Мэкслоо (15 в.) в Англии после реставрации, 1950-е гг. Выявлены и реставрированы подлинные сохранившиеся части.

        Замок Кэрби Мэкслоо (15 в.) в Англии после реставрации, 1950-е гг. Выявлены и реставрированы подлинные сохранившиеся части.

        Портик кариатид храма Эрехтейона (421—406 гг. до н. э. ) на акрополе в Афинах. Реставрация Н. Баланоса. 1902—1909. Светлым материалом выделены добавленные части.

        Портик кариатид храма Эрехтейона (421—406 гг. до н. э. ) на акрополе в Афинах. Реставрация Н. Баланоса. 1902—1909. Светлым материалом выделены добавленные части.

        Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 1 — до реставрации;

        Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 1 — до реставрации;

        Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 2 — после реставрации (1938, 1960, реставраторы В. И. Балдин, И. В. Трофимов).

        Духовская церковь (1476) Троице-Сергиева монастыря в Загорске: 2 — после реставрации (1938, 1960, реставраторы В. И. Балдин, И. В. Трофимов).

        Большой Дворец и Большой каскад с гротом после реставрации (проект 1945, Н. В. Баранов, А. Э. Гессен, А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская и др.).

        Большой Дворец и Большой каскад с гротом после реставрации (проект 1945, Н. В. Баранов, А. Э. Гессен, А. А. Оль, В. М. Савков, Е. В. Казанская и др.).

        Большой дворец и Большой каскад с гротом (1-я половина 18 в., архитекторы И. Ф Браунштейн, М. Г. Земцов, Н. Макетти, В. В. Растрелли и др.) в Петродворце, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками. Фото 1944. Вид со стороны Нижнего парка.

        Большой дворец и Большой каскад с гротом (1-я половина 18 в., архитекторы И. Ф Браунштейн, М. Г. Земцов, Н. Макетти, В. В. Растрелли и др.) в Петродворце, разрушенные немецко-фашистскими захватчиками. Фото 1944. Вид со стороны Нижнего парка.

dic.academic.ru

Реставрация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Реставрация станковой масляной живописи. Национальный музей, Варшава

Реставра́ция (лат. restauratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства[1].

Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

«§ 4. Сущность консервации монументов в том, чтобы поддерживать их в неизменном состоянии.»

— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.

История реставрации

Этические проблемы реставрации

Реставрационная мастерская. Впервые посетители через стеклянную стену могут наблюдать за процессами консервации и реставрации. The Lunder Conservation Center, USA.

Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет своё историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.

По Ю. Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.

  • Первая — восстановление произведения в его первоначальном виде;
  • Вторая — сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности,
  • Третья — выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта»[2]

По А. Ф. Лосеву, «Реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле, подчиняется его закономерностям»[3].

Основные принципы научной реставрации и консервации:

  • минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;
  • обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;
  • научность;
  • археологическая реставрация;
  • стилистическая реставрация;
  • историзм;

Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем»[4].

  • правовое урегулирование взаимоотношений в реставрационной деятельности.

По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от многих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип «не навреди».[5]

Для России сферу охраны памятников регулируют:

  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — М., 2002;
  • «Положение об охране и использовании памятников истории и культуры». — М., 1982;
  • «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры». — М., 1986;
  • «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».(приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33).

Материалы, применяемые в реставрации

См. также

Примечания

  1. ↑ Выгонная А., Калнин В., Цейтлина М. Основы реставрации… Мн. Дизайн ПРО 2000 с. 6—7.
  2. ↑ Бобров Ю. Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия // Российская Академия Художеств, Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. — СПб., 1997. −102 с.
  3. ↑ Лосев А. Ф. О понятии художественного канона // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. — М., 1973. — С. 9
  4. ↑ Виолле-ле-Дюк реставрировал Собор Парижской Богоматери, с 1845 г., совместно с Ж. Б. Лассю; собор Сен-Назер и укрепления крепостные стены Каркассонна; замок Пьерфон; аббатство Сен-Дени, соборы в Амьене и Клермон-Ферране; церкви Сен-Сернен в Тулузе, Сент-Мадлен в Везле; собор в Лозанне и многие другие здания.
  5. ↑ Публикации немецкого реставратора Ю. Генс «Restaurierung München»

Литература

  • Кедринский А. А. Основы реставрации памятников архитектуры. Обобщение опыта школы ленинградских реставраторов. — М.: Изобразительное искусство, 1999. — 184 с. — ISBN 5-85200-119-8.
  • Памятники архитектуры в дореволюционной России: Очерки истории архитектурной реставрации / под общ. ред. д-ра арх-ры А. С. Щенкова; сост. указат. А. С. Щенков, А. Л. Баталов, Т. А. и В. А. Куликовы. — М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 2002. — 528 с. — ISBN 5-275-00664-0.
  • Бессонов Г. Б., Подъяпольский С. С., Беляев Л. А., Постникова Т. М. Реставрация памятников архитектуры: Учебное пособие. — М.: Архитектура-С, 2014. — 288 с. — (Специальность «Архитектура»). — ISBN 978-5-9647-0247-4.

Ссылки

wikipedia.green

РЕСТАВРАЦИЯ — это… Что такое РЕСТАВРАЦИЯ?

  • Реставрация —         (от позднелат. restauratio восстановление), широкое понятие, охватывающее все виды и способы укрепления и восстановления искажённых, повреждённых или разрушенных памятников истории и культуры (отдельных архитектурных сооружений и их… …   Художественная энциклопедия

  • РЕСТАВРАЦИЯ — (позд. лат., от лат. restaurare восстановлять, возобновлять). 1) восстановление династии, по чему либо изгнанной, и следующая затем эпоха правления. 3) в изящных искусствах: поправка, починка и возведение в прежний вид художественных произведений …   Словарь иностранных слов русского языка

  • реставрация — восстановление, возрождение, воссоздание; реставрирование, ремонт, фотореставрация, реконструкция Словарь русских синонимов. реставрация см. восстановление Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М …   Словарь синонимов

  • реставрация — и, ж. restauration f., нем. Restoration &LT;лат. restauratio восстановление. 1. Восстановление в первоначальном виде чего л. попорченного, обветшалого (преимущественно произведений искусства). БАС 1. &LT;архитектор&GT; приехал в свой родной город …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реставрация — восстановление свергнутого строя или династии (реставрация Стюартов в 1660 г. в Англии, Бурбонов в 1814 г. и 1815 г. во Франции), а также период господства восстановленных режимов …   Исторический словарь

  • РЕСТАВРАЦИЯ — (от позднелатинского restauratio восстановление), восстановление чего либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (например, архитектурных памятников, произведений искусства) …   Современная энциклопедия

  • РЕСТАВРАЦИЯ — (от позднелат. restauratio восстановление) восстановление чего либо в первоначальном (или близком к первоначальному) виде (напр., архитектурных памятников, произведений искусства) …   Большой Энциклопедический словарь

  • РЕСТАВРАЦИЯ — восстановление в первоначальном виде: 1) произведений искусства, пострадавших от времени; 2) общественно политического строя или правящей династии. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд.,… …   Экономический словарь

  • РЕСТАВРАЦИЯ — РЕСТАВРАЦИЯ, и, жен. 1. Восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в прежнем, первоначальном виде. 2. Восстановление прежнего свергнутого политического строя (книжн.). | прил. реставрационный, ая, ое (к 1 знач.).… …   Толковый словарь Ожегова

  • РЕСТАВРАЦИЯ — (от лат. restauratio восстановление) англ. restauration; нем. Restauration. 1. Восстановление в первоначальном виде произведений изобразительных искусств и архитектуры, пострадавших от времени или переделок. 2. Восстановление старого, свергнутого …   Энциклопедия социологии

  • dic.academic.ru