Признаки и функции языка. Эволюционная теория познания [врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки]

Признаки и функции языка

Вопрос о том, какие формы коммуникации можно характеризовать в качестве языка является вопросом терминологии. Можно определить его так узко, что под эту характеристику будет подходить только человеческий язык. Языка пчёл тогда не будет, языка у обезьян также. Мы избегаем таких чисто терминологических и предметно неплодотворыных дискуссий благодаря тому, что мы говорим прежде всего о коммуникации и рассматритваем каждый перенос информации между представителями вида. Под это, естественно, подходит также человеческий язык.

В нижеследующей таблице содержатся его важнейшие признаки(98). Некоторые настолько самоочевидны, что их можно заметить, если сравнивать друг с другом несколько информационных систем.

Звуковой характер: использование «акустического канала», пожалуй, наиболее отчётливый признак. Он находится в оппозиции к оптическим сигналам (дымовые знаки, алфавит флажков, шрифт, жесты, движения в период токования), к хватательным (шрифт для слепых) и химическим сигналам (приманка у бабочек, пометка участка запахом). У приматов тело остаётся для другой активности, не так как у кузнечиков.

Линейность: Мы не можем выговорить два звука или два слова одновременно. Язык является в существенной степени линейным (серийным) потоком речевых актов, который часто характеризуют как речевой континуум. Главным измерением языка является, следовательно, время.

Ненаправленность: В соответствии с законами акустики, звук распространяется по всем направлениям, так что каждый, находящийся в зоне слышимости, может воспринимать сигнал. Правда. слушающий имеет возможность локализовать говорящего, так как сигнал поступает к ушам с определённой дифференциацией, которая зависит от положения головы и воспринимающий аппарат, напротив, действует направленно.

Краткосрочность: Языковые сигналы, в противоположность следам и меткам животных, имеют моментальный характер. Способность фиксировать их на камне, дереве, бумаге, плёнке и т. д. является продуктом культурной эволюции.

Взаимозаменимость: Говорящий может всё, что он понимает как слушатель, также и сказать. К животным это относится не всегда: стрекочут в большинстве случаев кузнечики мужского пола; токование у рыб и птиц в большинстве случаев различно у разных полов.

Обратная связь: Говорящий слышит и контролирует, что он говорит. Напротив, самец колюшки не воспринимает свои собственные сигналы. Обратная связь делает возможной так называемую интернализацию коммуникативного поведения, которая составляет важнейшую предпосылку мышления.

Специализация: Звуки языка служат исключительно задачам переноса информации, но не другим фукциям одновременно, как почёсывание у собаки способствует её охлаждению.

Семантичность(значимость): Элементы языка (слова и предложения) относятся к структурам окружающего мира; они нечто означают и дожны нечто означать.

Интенциональность: Языковые звуки выражаются сознательно и намеренно (умышленно) и отбираются в соответствии с их значением. Эта произвольность отсутствует, например, при чихании, которое мы не в силах сдержать или принудить к нему.

Всякость: Значение информационного носителя (слово, морфема, монема) не выводимо ни из его составных частей, ни из их образа, а представляет собой продукт конвенции. «Кит» — короткое слово для большого объекта, «микроорганизм» — наоборот. Образ или образный шрифт (идеографическая система), напротив, ориентированы на представляемый предмет. Также и пчёлы танцуют быстрее, если вблизи находится источник мёда.

Символический характер: Речевой акт может охватывать вещи и факты, которые удалены во временном и пространственном плане. Этого в общем не имеет места в звуках животных. Правда, язык пчёл представляет собой высоксимволизированную коммуникационную систему. Обезьяны в состоянии выучить подобную символическую систему (см. стр.76).

Дискретность: Слова «борт» и «порт» различаются фонетически: /б/ — звонкая, /п/ — глухая. Психологически имеется непрерывный переход, при котором колебания голоса изменяются больше и больше. Информационное содержание, значение, не может располагаться «между «борт» и «порт». Иначе обстоит дело при изменении интонации и силы голоса.

Креативность: Как говорящий, так и слушатель могут создавать, соответственно, понимать никогда не встречавшиеся ранее связи, (новые предложения). Язык представляет собой бесконечное использование конечных средств (W.v.Humbold). Коммуникативные системы животных, напротив, являются замкнутыми; также и обезьяны имеют ограниченный репертуар звуков и значений.

Ненаследуемость: Языки выучиваются. Правда, языковые способности и быть может некоторые языковые структуры обусловлены генетически; но отдельные языки — объект научения и выучивания, передачи через традицию. Языки животных, напротив, в большинстве случаев являются наследственными.

Двойная структура (Мартин: double articulation, Хокетт: duality of patterning): Единицами языка, несущими значение, являются слова. Они образуют фразы, предложения, речь(99). Сами слова состоят из звуков (фонем), не имеющих значения; в любом языке их насчитывается только около 30–40. Эта дуальность образца представляется характерной для человеческого языка.

Калькулирующий характер: Язык не является сетью, которая в виде неизменного порядка набрасывается на опытную действительность, чтобы её расчленить. Язык есть исчисление, схема указаний для классификации впечатлений, идущих от окружающего мира, которым можно следовать механически, но допустимо корректировать в критическом использовании и посредством метаязыковой рефлексии.

Эти признаки не независимы друг от друга, Так, линейность, ненаправленность и краткосрочность — следствия звукового характера языка. Подобным же образом связана дискретность с двояким членением языка. Как показывают примеры, «языки» животных также имеют многие из указанных признаков. Исключительно для человеческого языка характерны только дискретность, креативность, ненаследуемость, двойная структура и калькулирующий характер. Прочие признаки находят также у высших млекопитающих и у некоторых насекомых (Hockett,1973,140). Согласно новейшим экспериментам с дельфинами и обезьянами, о которых сообщалось на стр. 75, животных также можно научить языку, так что в сравнении с возможностями животных остаются только дискретность, двойная структура и калькулирующий характер.

В функциях языка также находят предварительные ступени в мире животных.

Из различных функций человеческого языка выразительная функция отчётливей всего присуща также звукам животных… Функция призыва также представлена в царстве животных, хотя в значительно меньшем объёме: предостережение… взывание о помощи. Также и изобразительная функция свойственна не только человеческому языку. Примечательно, что имеются насекомые, которые достигают этой высшей человеческой ступени…

(Schwidetzky, 1959, 199f)

Информационная функция вытекает из изобразительной функции человеческого языка и образует его важнейшую фунцию. Мартин (1968, 18) называет ещё эстетическую функцию языка, которая, правда, тесно связана с информационной и выразительной функцией, так что её сложно анализировать.

Наконец, язык служит в качестве опоры мышления и теоретического познания. Эта роль не оставляет сомнений в том, что ни одна из коммуникативных систем животных не может сравниться с человеческим языком по дифференцированности и уровню достижений, хотя исследования последних лет показали, что «разрыв» между языковыми возможностями животных и людей не так необозримо велик, как думали ещё десяток лет назад.

Функция языка как опоры мышления представляется настолько важной, что возникает вопрос, заслуживает ли названия «мышление» духовная деятельность, протекающая вне рамкок языка. Связь языка и мышления обсуждается в следующей главе.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Язык и речь. Признаки языка и речи. Функции языка и речи.




⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

Язык – это социально предназначенная система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.

Знаковая система языка состоит в установлении соответствия между множеством звучаний (планом выражения) и совокупностью значений (планом содержания).

Язык существует в двух формах: звуковой и письменной. Звуковая форма является первичной по отношению к письменной.

Речь – это конкретное говорение, происходящее в устной или письменной форме, реализация которого осуществляется за счет использования средств языка.

Понятие «речь» шире понятия «речевая деятельность» в том смысле, что под первым принято понимать как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения).

 

РЕЧЬ ЯЗЫК
процесс общения средство общения
ситуативно и контекстно обусловлена (т.е. мотивирована) независим от ситуации, обстановки коммуникации (т.е. немотивирован)
преднамеренна и устремлена к определенной цели нецеленаправлен
материальна, конкретна идеален, абстрактен
развертывается во времени и реализуется в пространстве отвлечен от этих параметров действительности
может быть соотнесена с явлениями действительности и оценена с точки зрения истинности или ложности истинностная оценка неприменима
допускает элементы случайного и неупорядоченного регулярен
Вариативна относительно инвариантен (в отдельно взятый период существования)
Линейна имеет уровневую организацию
Бесконечна конечен
Актуальна потенциален
Активна пассивен
динамична, подвижна статичен, стабилен
Субъективна объективен
Индивидуальна социален
отражает опыт индивидуума фиксирует опыт коллектива
Произвольна обязателен (императивен)

 

ФУНКЦИИ ЯЗЫКА:

1. Средство общения (в зависимости от адресата общения выделяются разновидности этой функции: коммуникативная (средство общения с людьми) и магическая (средство общения с богом или силами природы)).


2. Средство создания словесных художественных образов.

3. Средство выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.

4. Средство познания.

5. Средство порождения новых единиц языковых подсистем.

6. Средство накопления и хранения общественного опыта и знаний.

ФУНКЦИИ РЕЧИ:

1. Осуществление процесса общения (разновидности функции: коммуникативная (осуществление процесса общения с людьми) и магическая (осуществление процесса общения с богом или силами природы)).

2. Осуществление процесса создания художественных образов, произведений (эстетическая функция).

3. Осуществление процесса выражения эмоций, внутренних состояний человека и воли.

4. Осуществление процессов познания.

5. Осуществление процессов порождения новых единиц языковых подсистем.

6. Осуществление процесса накопления и хранения общественного опыта и знаний.

Типы знаков, особенности языкового знака. Язык как система, отношения между ее элементами.

Итак свойства лингвистического знака:

1. материальность (потому что любой знак может иметь звуковую форму, т.е. как этот знак выражен; может иметь графическую форму)

2. единство плана выражения и плана содержания (ПВ и ПС). Эти термины дал датс. Лингвист Л. Ельмслев, у С. это означаемые и означающие. Единство ПВ и ПС указывают на теорию билатеральности, т.е. то, что знак имеет 2 стороны. Но помимо этой теории существует теория монотеральности (знак – односторонен), тогда знаком является только ПВ, который в этой теории называется экспонентом или телом знака или собственно знаком. Знак отсылает к содержанию, который находится в сознании у человека. В этой теории соотношение экспонента и самого человека называется знаковым комплексом.

3. знак действует только в своей системе (семиотической системе). Например: русский алфавит а-б-в… и противопоставление англ. a-b-c…



4. знак противопоставлен другим знакам в рамках данной системы

5. связь между знаком и предметом, который он обозначает, носит условный характер. Связь устанавливается на прямую для звукоподражания слов («Ку-ку» — связь с объектом – кукушкой) — таких слов в языке мало.

6. Знаки взаимно переводимы. Напр. Высшее учебное заведение – мы говорим ВУЗ, Автомобильное училище – автомобилка)

7. знак обладает не только значением, но и ценностью (значимостью) (ввел Ф. де С.) Соотношение знака с другими знаками данной системы, показывающее какое место занимает этот знак в системе (напр. В рус.я. – где? куда?, в англ.я. – where— значит такова значимость слова). «Нужно изучать не только значение знаков, но и отношения между ними» писал Ф.де С.

8. линейность знака. Любые знаки образуют линейную последовательность

9. валентность знака. (комбинаторика данного знака с другими знаками — tolistento,tosufferfrom)

Кроме того, Ф.де С. описал 3 типа знаков:

1. Иконический (знак представляет собой сходство или подобие между знаком и его объектом)

2. Индексальные (index– лат.«доносчик». Это знак, который относится к обозначаемому объекту благодаря тому, что объект реально воздействует на него. Такой знак построен на ассоциации по смежности (пуля – окно – трещина)

3. Символьные или условные знаки, по мнению Ч.пирса, это единственный подлинный знак, т.к. он не зависит от сходства или связи. Его связь с объектом условна, т.к. существует через знаковый комплекс и существует благодаря соглашению. Большинство слов являются символами.

Система языка́ — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью. Представление о системе языка включает в себя понятия уровней языка,единиц языка, парадигматики и синтагматики, языкового знака, синхронии и диахронии.

Система– совокупность единиц языка, связанных между собой устойчивыми отношениями и отличающиеся взаимосвязанностью и взаимообусловленностью. Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя между собой, образуют общую систему данного языка.

Языковые отношения — это те взаимосвязи, которые обнаруживаются между ярусами и категориями, единицами и их частями. Основными типами отношений являются парадигматические и синтагматические, ассоциативные и гипонимические (иерархические).

Парадигматические отношения — это те отношения, которые объединяют единицы языка в группы, разряды, категории. На парадигматические отношения опираются, например, система согласных, система склонения, синонимический ряд.

Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения.

Ассоциативные отношения возникают на основе совпадения во времени представлений, т.е. образов явлений действительности. Различают три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Эти виды ассоциаций играют большую роль при употреблении эпитетов и метафор, при образовании переносных значений слов.

Иерархические отношения — это отношения между неоднородными элементами, их подчинение друг другу как общего и частного, родового и видового, высшего и низшего. Иерархические отношения наблюдаются между единицами разных ярусов языка, между словами и формами при их объединении в части речи, между синтаксическими единицами при объединении их в синтаксические типы. Ассоциативные, иерархические и парадигматические отношения противостоят синтагматическим тем, что последние является линейными.

Различают также звуковые единицы(фонемы), которым присущи функции восприятия и различения. Благодаря первой мы можем воспринимать речь; благодаря второй различаются между собой языковые единицы более сложного характера: дом-том, там-так.



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Отличительные признаки языка и речи:

(например, клякса
и буква. с его материальной характеристикой,
а содержание вещи исчерпывается ее
материальной характеристико

Язык

Речь

Стабильность

Подвижность

Нормативность

Нарушает нормы

Центростремительная
сила (государственный язык)

Центробежная
сила (жаргоны, профессионализмы)

Безразличен к
личности

Индивидуальна

Уровневая
структура

Линейна во времени

Конечен

Бесконечна

Выражает
категорию сущности и общего

Выражает
категорию явления и частного

Не оценивается

Подвержена оценке

Таким
образом, культура речи носителя языка
зависит как от накопления языковых
ресурсов, так и от развития речевой
способности.

3.2. Практические задания к семинару по культуре речи:

1. Подберите синонимы к следующим словам, обра­щаясь к словарям синонимов.

  • красивый,
    печальный, холодный, длинный, ласковый,
    уютный, доброжелательный;

  • девушка,
    дом, платье, рука, книга, дерево, го­род,
    муха, хлеб, человек, писатель;

  • бежать,
    говорить, есть, улыбаться, воспиты­вать,
    кормить, ругать, отдыхать, плакать;

  • быстро, хорошо,
    нахально, тихо, скучно, гру­бо, просто,
    правильно, зло.

2. Скажите другими словами (дайте мак­симальное количество вариантов) следующие предло­жения:

• извините меня;

• я с вами не
согласен;

• я все равно
сделаю по-своему;

• мне не нравится
ваш костюм;

• вы ничего не
понимаете в этом вопросе;

• ты меня совершенно
не понимаешь;

• не лезь не в
свое дело;

• это мое личное
дело.

3. Замените выделенные слова фразеологизмами, используя фразеологический словарь.

1.
Друзья работали рядом.
1.
Он очень
умный.
3. Сочинять
он был мастер. 4. Не задерживайся,
возвращайся быстро.
5.
Опаздывая,
мы мчались быстро.
6. Администрация
не замечает
этих недостатков. 7. Любит он много
говорить.
8.
Что вы здесь бездельничаете?
9.
У Виктора,
при всех его недостатках, есть одна
слабость.

10. Прежде чем стать стойким бойцом, он
много испытал.
11. Почему вы
не постарались, а работали плохо.
12. Евгений и раньше был без­вольным,
а теперь, потерпев
неудачу,
он
и совсем приуныл.
13. Припасы у путе­шественников
кончились, и пришлось поголодать.
14. Они работали не
отды­хая
.
15. Последнее
произведение

поэта было действительно лучшим
в его твор­ческом наследии. 16. Наконец
ты перестал
сердиться

и заговорил.

4. Сгруппируйте слова по темам: политика, криминал, технология, тело, душа, мода, бизнес, искусство.

Лифтинг,
лизинг, боди-арт, боди-гарт, боди-форминг,
бестселлер, блокбастер, брокер, шейпинг,
имидж, спонсор, мониторинг, ньюсмейкер,
спичрайтер, дисплей, киднеппинг, менеджер,
рейтинг, киллер, саммит, модем, бэджик,
джакузи, папарацци, дефиле, гамбургер,
хот-дог, VIP,
кастинг, маргинал, секонд-хенд, секс-чат,
шоп-тур, шузы, финтнесс, пилинг, хит-парад,
пиар.

studfile.net

Признаки языка и признаки речи. — КиберПедия

А) Язык психичен, т.к. он содержится в сознании носителей языка, а языковой знак – это ассоциация понятия и акустического образа. Следовательно, языковой знак является составляющей вербального сознания. Речь материальна, т.к. она воспринимается органами чувств. Текст, или речь представляют собой такой феномен, который может существовать отдельно от носителя языка. Описать систему языка можно, только анализируя речь.

Б) Язык социален, т.к. это знаковая система, передающая определенную информацию от говорящего к слушающему. Язык возник как средство консолидации общества и является наиболее универсальным средством социального и межличностного общения, поскольку с помощью языка можно сказать все. С помощью языка в форме письменного текста можно передать информацию во времени и пространстве, причем часть информации о мире хранится в самих языковых знаках. Язык может существовать только в обществе, и социальные сдвиги влияют на языковые единицы системы языка. Речь индивидуальна, поскольку индивидуален прошлый опыт носителя языка, его мироощущение, строение речевого аппарата – все это привносит специфику и в план выражения, и в план содержания языкового знака.

В) Язык инвариантен, поскольку это многомерное явление, и связи, существующие между его единицами, исключительно разнообразны. Речь вариативна, т.к. множество различных связей между единицами языка допускают их практически бесконечное комбинирование, т. е. вариативность, а также потому что речь (т.е. отдельные бесчисленные речевые акты) представляет всегда вариантные реализации языковой структуры.

Г) Несмотря на то, что речь прежде всего индивидуальное явление, мы в большинстве случаев понимаем друг друга. Понимание обеспечивается благодаря наличию в бесконечных актах говорения некоторых существенных и универсальных особенностей. Такими особенностями являются общие единицы (фонемы, морфемы, слова, предложения), используемые всеми людьми данного языкового коллектива, и правила оперирования этими единицами. Общие единицы и правила относятся к сфере языка, который объединяет посредством их совокупность индивидуальных речей в единство и составляет тем самым структурную основу речи. На этой основе осуществляется функционирование речи в качестве актов общения. Сами процессы говорения и понимания протекают в человеческой среде и вызваны потребностями обмениваться мыслями, чувствами, т.е. базируется на социальной основе. Эту социальную основу речи и составляет язык. Значит, речь относится к языку как частное, индивидуальное и конкретное явление к явлению общему, социальному и абстрактному. (Язык представляет собой систему правил и набор единиц, т.е. абстрактен. В речи происходит конкретная реализация правил и языковых единиц).


Д) Язык многомерное явление. Связи, существующие между его единицами, исключительно разнообразны. Благодаря наличию этих связей единицы языка объединены в одно целое, в систему. Множество различных связей между единицами языка допускает их практически бесконечное комбинирование языковым устройством, что делает возможным как передачу одной и той же мысли в речи разными способами, так и гибкое приспособление языка к меняющейся действительности. Речь в противоположность многомерности языка линейна, т.е. она развертывается во времени (устная речь) или в пространстве (письменный текст). Элементы речи протяженны и располагаются при ее порождении последовательно друг за другом. Та же самая линейность наблюдается и при восприятии речи. Мы способны воспринимать и усваивать речевую информацию только в линейной последовательности, одну единицу сообщения за другой. Не меняет сути дела и тот факт, что при восприятии письменного текста возможно возвращение к уже прочитанному: подобные возвратные ходы в процессе усвоения письменной информации не нарушают ее линейной упорядоченности. Итак, речь линейна, язык нелинеен. (Язык нелинеен, т.к. не развертывается во времени и пространстве. Речь развертывается во времени (устная речь) и пространстве (письменный текст)).

Е) Язык потенциален, поскольку он представляет собой потенциальное явление, которое содержится в сознании людей в виде усвоенного умения говорить, а также понимать передаваемые с помощью речи мысли и чувства людей. Речь реальна, т.к. является конкретной реализацией, осуществлением этой потенции, превращением умения говорить в само говорение, или материальным воплощением этого явления.


Ж) Преобладание статичности в языке основывается на том, что язык как система статичен и стабилен. Преобладание динамичности в речи говорит о том, что речь не может оставаться стабильной, т.к. каждый человек вносит в свою речь определенные изменения.

З) Синхрония и диахрония в языке: синхронная картина языка не полна без диахронической перспективы. Дело в том, что в языке на каждом историческом этапе существуют новое, набирающее силу, и старое, уходящее. Это сосуществование значимо для синхронного описания языка, т.к. оно определяет «сегодняшнюю» дистрибуцию синонимов и динамику в конкуренции вариантов произношения, формообразования, синтаксических конструкций. Поэтому хороший словарь современного языка обязательно содержит пометы типа «устарелое» и «новое», внося таким образом в синхронное описание элемент диахронии. С отражением временной перспективы в синхронии обычно связаны и характеристики стилистической маркированности элементов, без чего синхронное описание было бы также неполным. Зависимость некоторого синхронного состояния языка от его предшествующей истории с особой силой проявляется в семантике. Это объясняется своеобразием информационных процессов в обществе. Таким образом, отчетливое видение двух аспектов языка – синхронного и диахронического – стало методологическим принципом современной лингвистики.

Преобладание синхронии в речи – поскольку, как уже упоминалось выше, речь является конкретной реализацией языка, или материальным воплощением умения говорить, т.е. реализацией в определенный момент, мы говорим о преобладании в речи синхронии, т.е. функционировании в данной языковой среде и в конкретной временной точке.

 

 

Функции языка

А) Коммуникативная функция состоит в том, что язык выступает в качестве важнейшего средства общения между людьми. Эта функция представлена двумя вариантами: интерактивнаяфункция, которая проявляется в том, что язык как инструмент включен в систему социального взаимодействия. Как разновидность интерактивной функции следует рассматривать и фасцинативную функцию, которая заключается в привлечении внимания адресата к содержанию сообщения.

Б) Регулятивнаяфункция заключается в регуляции поведения адресата (путем побуждения к действию, к ответу на вопрос, путем запрета действия, путем сообщения информации с целью изменить намерения адресата совершить определенное действие и т.д.) Иногда эту функцию называют конативной, аппелятивной или волюнтативной функцией. Таким образом, с регулятивной функцией связаны намерения, цели говорящего, т.е. то, ради чего он обращается к слушающему.

В) Номинативная функция, или функция называния состоит в том, что посредством языка происходит называние определенных предметов и явлений действительности.

Г) Аккумулятивнаяфункция, или накопительная, заключается в «накоплении» опыта и знания предыдущих поколений, в основном посредством письменных текстов.

Д)Познавательная функция: говоря о роли языка в познании, следует различать два аспекта: 1) участие языка в процессах предметного восприятия и формирования представлений, понятий, суждений, умозаключений; в различных мыслительных операциях; в механизмах памяти; 2) участие языка в хранении и передаче от поколения к поколению общественно-исторического опыта людей. Участие языка в сохранении знаний о мире осуществляется на двух уровнях: во-первых, в самом языке, т.е. в семантических системах словаря и грамматики, во-вторых, в речи, т.е. в устных и письменных сообщениях, созданных на языке. Очевидно, что информация, аккумулированная в семантической системе языка, по объему во много раз меньше информации, содержащейся в текстах на языке. В отличие от интенсивно меняющейся информации текстов информация, сконцентрированная в языковой семантике, характеризуется исключительной стабильностью.

Е) Этническаяфункция: язык как фактор объединения и единства народа. Этноконсолидирующая функция является во многом символичной, она создается не употреблением языка, а отношением людей к языку, национально-культурной идеологией. В реальности процессы формирования этносов могут не совпадать с процессами дифференциации и интеграции языков.

 

Функции речи

А)Магическая функция: Р.О. Якобсон считал магическую функцию частным случаем призывно-побудительной, с той разницей, что в случае словесной магии адресат речи – это не человек, а высшие силы. К проявлениям магической функции относятся табу, табуистические замены, а также обеты молчания в некоторых религиозных традициях, заговоры, молитвы, клятвы, в том числе божба и присяга, в религиях Писания – сакральные тексты, т.е. тексты, которым приписывается трансцендентное значение, может, например, считаться, что они были внушены или продиктованы высшей силой. Общей чертой отношения к слову как к магической силе является неконвенциональная трактовка языкового знака, т.е. представление о том, что слово – это не условное обозначение некоторого предмета, а его часть, поэтому, например, произнесение ритуального имени может вызвать присутствие того, кто им назван, а ошибиться в словесном ритуале – это обидеть, прогневать или навредить высшим силам.

Б) Экспрессивная функция реализуется в том случае, если в высказывании прямо выражено субъективно психологическое отношение человека к тому, о чем он говорит. Основным средством выражения эмоций в речи является интонация. Эмоции в речи выражаются также с помощью междометий и словами с эмоционально-экспрессивной коннотацией. Эмоциональная сторона речи связана с работой правого полушария головного мозга. При правополушарных расстройствах речь больного становится интонационно однообразной.

В) Фатическаяфункция: иногда общение как бы бесцельно, говорящим не важна та информация, которую они сообщают друг другу, они не стремятся выразить свои эмоции или воздействовать друг на друга. Пока им важен только контакт, который подготовит дальнейшее более содержательное общение. В таких случаях язык выступает в фатической функции, которая осуществляется в приветствиях, поздравлениях, в дежурных разговорах о погоде и т.д.

Г) Метаязыковаяфункция: использование языка в данной функции обычно связано с какими-то трудностями речевого общения – например, при разговоре с ребенком, иностранцем или любым другим человеком, не вполне владеющим данным языком либо некоторым социальным или функциональным подъязыком. В таких случаях говорящие прибегают к толкованиям слов и выражений. В метаязыковых комментариях говорящие могут также оценивать слово или его уместность в речи, мотивировать свой выбор речения, подчеркнуть индивидуальные оттенки смысла. Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке – в том числе на уроках и лекциях по языку и языкознанию.

Д) Эстетическая функция речи проявляется в том, что говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру, отдельное слово, оборот, фраза начинает нравится или не нравится, восхищать своей ладностью, точностью, глубокой осмысленностью, красотой. Эстетическое отношение к языку, таким образом, означает, что речь может восприниматься как прекрасное или безобразное, как эстетический объект. Способность текстов эстетически переживаться говорящими лежит в основе поэтической функции языка. Хайнеманн также считает, что сущность эстетической функции заключается в том, что текст соотносится не с объективной действительностью, а с вымышленным, фиктивным миром, что и обусловливает динамику эмоционального состояния реципиента.

Е) Суггестивнаяфункция текста состоит в воздействии на психологическое либо физиологическое состояние адресата, а также (косвенно) в принуждении его к определенным действиям или, наоборот, предостережении от них. Наиболее распространены суггестивные акты в таких сферах общения, как политическая пропаганда, реклама, религиозная проповедь, гипнотическая терапия, художественная коммуникация, различные формы общения с детьми (например, убаюкивание).

cyberpedia.su

О чем говорит ваш язык: основные признаки заболеваний

Наверное, каждый на приеме у врача широко открывал рот и показывал свой язык. Эта процедура на самом деле очень важна, поскольку может помочь выявить некоторые болезни. Ведь язык является не только индикатором вкуса пищи, но и говорит о состоянии здоровья всего организма. Его цвет, форма или характерные пятна несут в себе очень важную информацию.

Белый налет часто указывает на простуду или желудочно-кишечное расстройство, такое как гастрит.

Налет на языке без признаков простуды: белые пятна легко удаляются, но вскоре опять появляются. В этом случае возможно грибковое заболевание (оральная молочница).

Желтый или коричневатый налет указывает на заболевание печени и желчного пузыря.

Коричневый налет может быть признаком почечной недостаточности.

Серый язык: признак дефицита железа.

Черный язык (Lingua pilosa nigra): сосочки языка удлиненные и частично ороговевшие. Возможные причины – расстройства пищеварительного тракта или результат приема антибиотиков.

Малиновый язык может быть симптомом развития скарлатины или синдрома Кавасаки у детей.

Красные пятна и усиление вкусовых ощущений указывают на воспаление языка. Причины различны: от диабета, железодефицитной анемии и грибковой инфекции до гиповитаминоза (витамины А, В12 и С) или даже зубного камня.

Блестящий и покрасневший язык указывает на тяжелые заболевания печени, например, гепатит.

Беловатые или красноватые узелки и линии на языке: узелки (папулы), глубокие красные углубления с серовато-желтыми краями указывают на географический язык (Lingua geographica). Такие изменения эпителия считаются безвредными и обычно не нуждаются в лечении. В крайнем случае, рекомендуется избегать продуктов с большим количеством кислоты.

Маленькие бело-желтоватые и болезненные области с красноватыми границами: это могут быть афты, то есть безвредные повреждения слизистой оболочки. Как правило, они исчезают сами по себе.

Складки и борозды: такие вариации слизистой оболочки обычно являются типичными для языка. В редких случаях глубокие складки могут указывать на синдром Мелькерссона – Розенталя (воспаление).

Борозды и полосы: могут указывать на различные проблемы с кишечником и двенадцатиперстной кишкой.

Трещины могут быть следствием недостатка микроэлементов или витаминов в организме.

Продольные канавки: характерны для сифилиса.

Воспаление на языке, а также необъяснимое кровотечение могут быть признаком рака полости рта.

Распухший язык: причиной разбухания языка может быть инфекция или аллергия.

Гладкий или мясистый язык может указывать на дефицит витамина B12, железа и фолиевой кислоты.

Язвы на языке могут свидетельствовать о болезни Крона (воспаление желудочно-кишечного тракта) или язвенном колите.

germania.one