Содержание

Ортодонтия — Википедия

Ортодонтия (греч. ορθός «прямой; правильный» + οδόντι «зуб») — прямой, правильный и οδόντι — зуб) — раздел стоматологии, занимающийся изучением этиологии, диагностики, методов профилактики и лечения зубо-челюстных аномалий. Преимущественным объектом вмешательств в ортодонтии является жевательно-речевой аппарат детей и подростков. Однако следует отметить, что у детей поле деятельности ортодонтологии выходит за пределы лицевого скелета и непосредственно полости рта. Предметом рассмотрения ортодонтии являются нарушения, возникающие в процессе формирования жевательно-речевого аппарата. Ортодонтия не занимается деформациями, то есть повреждениями, возникшими в результате травмы или болезни, корректируя только аномалии развития, например, генетически обусловленные дефекты. Коррекцией деформаций занимается ортопедическая стоматология.[1]

Взрослая ортодонтия занимается деформациями, возникшими в результате потери зубов, возрастных изменений и заболеваний пародонта. Современная стоматология часто не может оказать квалифицированную помощь без ортодонтической подготовки.

Первые упоминания о попытках исправления положения зубов встречаются ещё в трудах Гиппократа. До Нового времени труды античных исследователей не получили должного развития, и только в 1728 году Пьер Фошар (Pierre Fauchard) опубликовал книгу «Дантист Хирург», в которой одна из глав была полностью посвящена проблемам выравнивания зубов.

[2]

В 1850-х годах начинается становление ортодонтии как отдельной области стоматологии. Основоположником этого направления считается Норман Кингсли (Dr. Norman Kingsley). Он был первым, кто применил внеротовую тягу для коррекции протрузии зубов. В то время основное внимание уделялось коррекции лицевых пропорций, удаление зубов по ортопедическим показаниям не проводилось. В 1880 году Норманом Кингсли была написана книга «Трактат о зубных аномалиях» («Treatise on Oral Deformities»).[2]

Также одним из основоположников ортодонтии является Фаррар (J. N. Farrar), который впервые предложил для лечения в ортодонтии применение умеренных сил в течение длительного времени.

[2]

В 1890-е годах начались исследования проблем замены отсутствующих зубов протезами и коррекции прикуса. Эдвард Энгль (Dr. Edward Angle) опубликовал в те годы работы по классификации нарушений прикуса.[2]

В 1900—1901 годах Эдвард Энгль и 12 его коллег создали объединение стоматологов, занимавшихся ортодонтией, из которого впоследствии развилась Американская ассоциация ортодонтов (American Association of Orthodontists).[2]

В 1930-х годах в США происходит бурное развитие эстетической стоматологии. Широкое распространение получает удаление зубов с целью обеспечение более длительной качественной окклюзии. Всё больше стоматологических вмешательств стало проводиться по эстетическим, а не по медицинским показаниям.[2]

В 1940-х появляется метод цефалометрии, расширяются знания стоматологов и о влиянии взаиморасположения и размеров костей черепа на формирование прикуса. Появляются новые методы лечения, направленные на изменение этих соотношений и исправление тем самым дефектов ротового аппарата. Рост костных структур искажается, замедляется или стимулируется в зависимости от требуемого результата.

В конце XX века появление новых материалов, обладающих памятью формы, позволило создать более совершенные и эффективные корректирующие аппараты. В XXI веке усилия ортодонтов направлены на создание максимально незаметных корректирующих аппаратов.[2]

В России ортодонтия получила широкое распространение относительно недавно, в конце 20 века; в советское время ортодонтическое лечение осуществлялось преимущественно по медицинским показаниям, после распада СССР всё большее число операций в ортодонтии стало осуществляться с эстетической целью. В настоящее время для осуществления ортодонтических манипуляций необходимо иметь диплом об окончании стоматологического факультета какого-либо вуза и ординатуру по ортодонтии.

Основным вопросом, рассматриваемым ортодонтией, является коррекция различных зубочелюстных аномалий.

Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий[править | править код]

Развитие жевательно-ротового аппарата — длительный и сложный физиологический процесс. Он начинается с пятой недели эмбрионального развития плода и завершается в 18—20 лет с формированием постоянного прикуса. С точки зрения этиопатогенеза весь период развития можно разделить на 2 части[3].

  • Внутриутробный. Во внутриутробном периоде развитие зависит от организма матери и генетической предрасположенности, воздействие внешних факторов минимально.
  • Постнатальный. На первое место в развитии аномалий выходят факторы внешней среды, которые в той или иной степени влияют на проявления генетической предрасположенности.

Классификация зубочелюстных аномалий[править | править код]

Существует множество классификаций аномалий, изучаемых в ортодонтии. В России наиболее распространена классификация ВОЗ (1975 г.)[4]

I. Аномалии величины челюстей

II. Аномалии положения челюстей в черепе

III. Аномалии соотношения зубных дуг

  • Дистальный прикус
  • Мезиальный прикус
  • Чрезмерное резцовое перекрытие (горизонтальное, вертикальное)
  • Глубокий прикус
  • Открытый прикус (передний, боковой)
  • Перекрёстный прикус (односторонний — двух типов; двусторонний — двух типов)

IV. Аномалии формы и величины зубных дуг

  • аномалии формы
  • Суженная зубная дуга (симметричная, или U-образная,V-образная, О-образная, седловидная; асимметричная)
  • Уплощенная в переднем отделе (трапециевидная) зубная дуга
  • аномалии размеров
  • Увеличенная дуга
  • Уменьшенная дуга

V. Аномалии отдельных зубов

  • Нарушение числа зубов (адентия, гиподентия, гиперодентия)
  • Аномалии размеров и формы зубов (макродентия, микродентия, слившиеся зубы, конические или шиловидные зубы)
  • Нарушения формирования зубов и их структуры (гипоплазия, дисплазия эмали, дентина)
  • Нарушения прорезывания зубов (ретенированные зубы, сохранившиеся молочные зубы)
  • Дистопия или наклоны отдельных зубов (вестибулярные, оральные, мезиальные, дистальные, высокое, низкое положение; диастема, тремы; транспозиция; тортоаномалии; тесное положение)

Виды перемещения и силы, применяемые в ортодонтии[править | править код]

Задачами ортодонтии являются нормализация формы и размеров зубных рядов, коррекция роста и развития апикальных базисов челюстей, челюстных костей, нормализация окклюзии и создание оптимального динамического соотношения приводящих и отводящих мышц. Конечной целью ортодонтии является улучшение эстетики лица и обеспечение идеальной окклюзии. Зачастую для достижения этих целей приходится перемещать один или несколько зубов в сагитальном, вертикальном, трансверсальном направлениях или сразу в нескольким направлениях одновременно. В трансверсальном зубные ряды расширяют или сужают. В сагиттальном направлении зубы перемещают мезиально или дистально. В вертикальном направление производится удлинение (зуб выдвигается из челюсти) или укорочение (зуб погружается в челюсть). Также выделяют поворот зуба вокруг своей оси (торсия).

[5]

Выделяют два вида перемещения зубов — корпусное и наклонно-вращательное. Корпусное перемещение подразумевает одновременное перемещение коронки и корня зуба в одном направлении, то есть коронка и корень зуба перемещаются на одинаковое расстояние. Наклонно-вращательное перемещение зуба подразумевает перемещение коронки зуба и корня на разное расстояние. Силы, прилагаемые к корню и коронке, различны.

[5]

Ортодонтическое лечение основано на передаче силы на зубы, зубные ряды, челюстные кости и лицевой скелет в целом. При этом рассматривается 3 основных компонента.[5]

  1. Действующая сила
  2. Точка приложения действующей силы
  3. Опора

В ортодонтии используются механически действующие, функционально направляющие силы. Механическая сила может быть первичной и вторичной, она приводит к непосредственным структурным изменениям.

Для коррекции аномалий в качестве действующей силы часто применяется резиновая тяга. В зависимости от места приложения действующей силы выделяют три вида резиновой тяги. Данное воздействие относится к первичным внутриротовым силам.

[5]

  1. Используется вдоль одного зубного ряда, позволяет перемещать зубы дистально и мезиально по зубному ряду.
  2. Межчелюстная тяга, когда верхний зубной ряд смещается дистально, нижний мезиально.
  3. Межчелюстная тяга, когда верхний зубной ряд смещается мезиально, нижний дистально.

Достаточно часто возникает потребность в сочетании этих видов воздействия.

Также для коррекции аномалий применяются внеротовые вторичные механические силы. Внеротовые силы формируются при использовании лицевых дуг и подбородочных пращей. Точка опоры находится вне ротовой полости, и такие методы воздействия, помимо перемещения зубов, позволяют воздействовать на костный скелет черепа.[5]

В среднем необходимы следующие усилия для перемещения зубов.

[5]

  • Наклонно-вращательное перемещение однокоренного зуба 50—70 гс.
  • Корпусное перемещение однокоренного зуба 70—90 гс.
  • Корпусное перемещение многокоренного зуба 90—150 гс.
  • Для движения корня зуба («торка») 150 гс.
  • Для экструзии зуба 25 гс.

С учётом того, что воздействие этих сил может иметь не только положительный, но и отрицательный результат, существенное значение имеет выбор силы воздействия. В настоящее время отдаётся предпочтения длительно действующим средним и слабым силам.

Клинические[править | править код]

К клиническим методам относятся сбор анамнеза, осмотр ротовой полости, пальпация, перкуссия, зондирование, аускультация. Эти методы не требуют специализированного оборудования и дорогостоящих манипуляций, но без них невозможно определить, какие из инструментальных, специализированных методов диагностики показаны больному.

[6].

При сборе анамнеза ортодонт собирает следующие данные.[6]

  • Характер протекания беременности.
  • Количество родов.
  • Вес ребёнка при рождении.
  • Тип вскармливания.
  • Перенесённые ребёнком заболевания.
  • Время прорезания молочных зубов.
  • Время их потери; причины — при преждевременной потере.
  • Возраст, когда ребёнок начал ходить и говорить.
  • Тип дыхания (ротовое, носовое).
  • Наличие вредных привычек (сосание пальца, инородных твёрдых предметов, обгрызание ногтей)
  • Способ сглатывания слюны.
  • Проводилось ли ортодонтическое лечении ранее, если проводилось — то какое.

При осмотре врач обращает внимание на следующие особенности больного.[6]

  • Физическое развитие
  • Форму рук
  • Форму головы.
  • Выраженность носогубных и подбородочных складок
  • Сглаженность контуров лица
  • Зияние ротовой щели
  • Выстояние альвеолярной части, губ и подбородка
  • Укорочение нижней части лица
  • Асимметрии лица

При пальпации исследуются как мягкие ткани, так и костно-суставная система. Врачом рассматриваются следующие моменты.[6]

  • Определяются мышечный тонус губ и толщина их мягких тканей.
  • Проводится пальпация височно-нижнечелюстных суставов и наружных слуховых проходов. Обращается внимание на наличие щелчков, болезненности, деформации при изменении движении или надавливании.
  • Затем исследуется полость рта. Оценивается слизистая оболочка, мягкое и твёрдое нёбо, язык и его подвижность, форма и структура челюстей, количество и взаиморасположение зубов, наличие болезненности и деформаций.

Параклинические[править | править код]

После завершения клинического обследования для уточнения диагноза ортодонт прибегает к инструментальным методам исследования. К ним относятся

[7]:

  • Изучение диагностических моделей челюстей
  • Изучение фотографий зубов и лица
  • Изучение формы зубных рядов с помощью симметроскопии
  • Цефалометрия (Телерентгенография или ТРГ)
  • Электромиотонометрия
  • Рентгенологические методы обследования
  • МРТ височно нижнечелюстного сустава

Совокупность параклинических методов позволяет точно установить локализацию и величину аномалий и определиться с тактикой их лечения.

К рентгенологическим методам исследования относятся ортопантомограмма, или панорамный снимок, и телерентгенограмма боковая и фасная.

Панорамный снимок позволяет определить состояние пародонта зубов, подлежащих перемещению, наличие и количество зачатков зубов, степень формирования или рассасывания корней зубов. Фасная телерентгенограмма позволяет определить асимметрию челюстных костей в трансверзальном(поперечном)направлении, боковая телерентгенограмма дает возможность ортодонтам оценить недоразвитие или чрезмерное развитие абсолютных размеров верхней и нижней челюсти, их положение (переднее или заднее) относительно мозговой части черепа, направление роста челюстей(вертикальный или горизонтальный), углы наклона резцов относительно основания челюстей (протрузия или ретрузия, то есть вперед или назад), межрезцовый угол,,уменьшение показателя которого резко сокращает показания лечению без удаления отдельных зубов. Все вышеперечисленные данные сравниваются со статистически проверенными данными нормы и позволяют грамотно спланировать ортодонтическое лечение.

В настоящее время большинство ортодонтов придерживаются мнения о необходимости начала коррекции аномалий ещё с момента начала роста молочных зубов. Это связанно с тем, что наиболее раннее начало коррекции в детском возрасте обладает наиболее длительным эффектом, и за счёт быстрого роста костных структур и большей эластичности тканей может быть проведено в более короткие сроки. Эффективность ортодонтии ограничена возрастом больного и характером аномалии. Так, ортодонтия может эффективно изменять взаиморасположение зубов и зубных рядов, но не способна эффективно влиять на аномалии развития челюстей и лицевого скелета[8].

В ортодонтии применяются следующие методы лечения:[8]

  • Аппаратурный
  • Аппаратурно-хирургический
  • Хирургический
  • Функциональный (лечебная гимнастика и т. п.)

Лечение состоит из 2-х этапов: активного и ретенционного. При активном производится непосредственное устранение аномалии. При ретенционном осуществляется закрепление полученного результата с целью обеспечения стойкой ремиссии после снятия аппаратов. Следует отметить, что аппараты зачастую могут приводить к повреждению зубной эмали и пародонта и впоследствии вызывать различные болезни зубов. Для профилактики данных осложнений важно своевременно производить замену аппаратов и точно рассчитывать необходимую действующую силу.[8]

Как уже говорилось выше, аппараты в ортодонтии разделяются по точкам опоры и по способам воздействия. Выделяют следующие группы аппаратов.[9]

  • Несъёмные аппараты механического действия.
  • Съёмные аппараты механического действия.
  • Аппараты функционального действия (пассивные)
  • Несъёмные аппараты функционального действия.
  • Съёмные аппараты функционального действия.
  • Аппараты комбинированного действия.

Согласно проведённым исследованиям, ортодонтические приспособления способны создавать артефакты на МРТ-изображениях, например, в виде искажений интенсивности сигнала или изображения полости без анатомической основы в плоскости.

В ортодонтии нашли применение системы компьютерной диагностики и трёхмерного моделирования прикуса.

  1. ↑ Трезубов, 2001, с. 3.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 История ортодонтии на сайте orthodent.ru (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июня 2009. Архивировано 3 июня 2014 года.
  3. ↑ Трезубов, 2001, с. 4-6.
  4. ↑ Трезубов, 2001, с. 7-10.
  5. 1 2 3 4 5 6 Персин, 1998, с. 3-14.
  6. 1 2 3 4 Трезубов, 2001, с. 11-13.
  7. ↑ Трезубов, 2001, с. 13-47.
  8. 1 2 3 Трезубов, 2001, с. 80-86.
  9. ↑ Трезубов, 2001, с. 87-110.
  • В. Н. Трезубов, А. С. Щербаков, Р. А. Фадеев. Ортодонтия. — Нижний Новгород: Медицинская книга, 2001. — 148 с. — ISBN 5-86093-078-Х.
  • Персин Л. С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. — М.: Инженер, 1998. — 297 с. — ISBN 5-7013-0084-6в.

ru.wikipedia.org

Ортодонтия — Википедия. Что такое Ортодонтия

Ортодонтия (греч. ορθός «прямой; правильный» + οδόντι «зуб») — раздел стоматологии, занимающийся изучением этиологии, диагностики, методов профилактики и лечения зубо-челюстных аномалий. Преимущественным объектом вмешательств в ортодонтии является жевательно-речевой аппарат детей и подростков.

Ортодонтия — это конструктор вашего прикуса, практическая модель идеального здорового состояния, при которой достигается физиологический баланс нормы (тезисы Райтера Д.В.).

Однако следует отметить, что у детей поле деятельности ортодонтологии выходит за пределы лицевого скелета и непосредственно полости рта. Предметом рассмотрения ортодонтии являются нарушения, возникающие в процессе формирования жевательно-речевого аппарата. Ортодонтия не занимается деформациями, то есть повреждениями, возникшими в результате травмы или болезни, корректируя только аномалии развития, например, генетически обусловленные дефекты. Коррекцией деформаций занимается ортопедическая стоматология.

Взрослая ортодонтия занимается деформациями, возникшими в результате потери зубов, возрастных изменений и заболеваний пародонта. Современная стоматология часто не может оказать квалифицированную помощь без ортодонтической подготовки.

История

Первые упоминания о попытках исправления положения зубов встречаются ещё в трудах Гиппократа. До Нового времени труды античных исследователей не получили должного развития, и только в 1728 году Пьер Фошар (Pierre Fauchard) опубликовал книгу «Дантист Хирург», в которой одна из глав была полностью посвящена проблемам выравнивания зубов.[1]

В 1850-х годах начинается становление ортодонтии как отдельной области стоматологии. Основоположником этого направления считается Норман Кингсли (Dr. Norman Kingsley). Он был первым, кто применил внеротовую тягу для коррекции протрузии зубов. В то время основное внимание уделялось коррекции лицевых пропорций, удаление зубов по ортопедическим показаниям не проводилось. В 1880 году Норманом Кингсли была написана книга «Трактат о зубных аномалиях» («Treatise on Oral Deformities»).

Также одним из основоположников ортодонтии является Фаррар (J. N. Farrar), который впервые предложил для лечения в ортодонтии применение умеренных сил в течение длительного времени.[1]

В 1890-е годах начались исследования проблем замены отсутствующих зубов протезами и коррекции прикуса. Эдвард Энгль (Dr. Edward Angle) опубликовал в те годы работы по классификации нарушений прикуса.[1]

В 1900—1901 годах Эдвард Энгль и 12 его коллег создали объединение стоматологов, занимавшихся ортодонтией, из которого впоследствии развилась Американская ассоциация ортодонтов (American Association of Orthodontists).

В 1930-х годах в США происходит бурное развитие эстетической стоматологии. Широкое распространение получает удаление зубов с целью обеспечение более длительной качественной окклюзии. Всё больше стоматологических вмешательств стало проводиться по эстетическим, а не по медицинским показаниям.

В 1940-х появляется метод цефалометрии, расширяются знания стоматологов и о влиянии взаиморасположения и размеров костей черепа на формирование прикуса. Появляются новые методы лечения, направленные на изменение этих соотношений и исправление тем самым дефектов ротового аппарата. Рост костных структур искажается, замедляется или стимулируется в зависимости от требуемого результата.

В конце XX века появление новых материалов, обладающих памятью формы, позволило создать более совершенные и эффективные корректирующие аппараты. В XXI веке усилия ортодонтов направлены на создание максимально незаметных корректирующих аппаратов.

Ортодонтия в России

В России ортодонтия получила широкое распространение относительно недавно, в конце 20 века; в советское время ортодонтическое лечение осуществлялось преимущественно по медицинским показаниям, после распада СССР всё большее число операций в ортодонтии стало осуществляться с эстетической целью. В настоящее время для осуществления ортодонтических манипуляций необходимо иметь диплом об окончании стоматологического факультета какого-либо вуза и ординатуру по ортодонтии.

Изучаемые вопросы

Основным вопросом, рассматриваемым ортодонтией, является коррекция различных зубочелюстных аномалий.

Этиология и патогенез зубочелюстных аномалий

Развитие жевательно-ротового аппарата — длительный и сложный физиологический процесс. Он начинается с пятой недели эмбрионального развития плода и завершается в 18—20 лет с формированием постоянного прикуса.

  • Внутриутробный. Во внутриутробном периоде развитие зависит от организма матери и генетической предрасположенности, воздействие внешних факторов минимально.
  • Постнатальный. На первое место в развитии аномалий выходят факторы внешней среды, которые в той или иной степени влияют на проявления генетической предрасположенности.

Классификация зубочелюстных аномалий

Существует множество классификаций аномалий, изучаемых в ортодонтии.

I. Аномалии величины челюстей

II. Аномалии положения челюстей в черепе

III. Аномалии соотношения зубных дуг

  • Дистальный прикус
  • Мезиальный прикус
  • Чрезмерное резцовое перекрытие (горизонтальное, вертикальное)
  • Глубокий прикус
  • Открытый прикус (передний, боковой)
  • Перекрёстный прикус (односторонний — двух типов; двусторонний — двух типов)

IV. Аномалии формы и величины зубных дуг

  • аномалии формы
  • Суженная зубная дуга (симметричная, или U-образная,V-образная, О-образная, седловидная; асимметричная)
  • Уплощенная в переднем отделе (трапециевидная) зубная дуга
  • аномалии размеров
  • Увеличенная дуга
  • Уменьшенная дуга

V. Аномалии отдельных зубов

  • Нарушение числа зубов (адентия, гиподентия, гиперодентия)
  • Аномалии размеров и формы зубов (макродентия, микродентия, слившиеся зубы, конические или шиловидные зубы)
  • Нарушения формирования зубов и их структуры (гипоплазия, дисплазия эмали, дентина)
  • Нарушения прорезывания зубов (ретенированные зубы, сохранившиеся молочные зубы)
  • Дистопия или наклоны отдельных зубов (вестибулярные, оральные, мезиальные, дистальные, высокое, низкое положение; диастема, тремы; транспозиция; тортоаномалии; тесное положение)

Виды перемещения и силы, применяемые в ортодонтии

Задачами ортодонтии являются нормализация формы и размеров зубных рядов, коррекция роста и развития апикальных базисов челюстей, челюстных костей, нормализация окклюзии и создание оптимального динамического соотношения приводящих и отводящих мышц. Конечной целью ортодонтии является улучшение эстетики лица и обеспечение идеальной окклюзии. Зачастую для достижения этих целей приходится перемещать один или несколько зубов в сагитальном, вертикальном, трансверсальном направлениях или сразу в нескольким направлениях одновременно. В трансверсальном зубные ряды расширяют или сужают. В сагиттальном направлении зубы перемещают мезиально или дистально. В вертикальном направление производится удлинение (зуб выдвигается из челюсти) или укорочение (зуб погружается в челюсть). Также выделяют поворот зуба вокруг своей оси (торсия).[2]

Выделяют два вида перемещения зубов — корпусное и наклонно-вращательное. Корпусное перемещение подразумевает одновременное перемещение коронки и корня зуба в одном направлении, то есть коронка и корень зуба перемещаются на одинаковое расстояние. Наклонно-вращательное перемещение зуба подразумевает перемещение коронки зуба и корня на разное расстояние. Силы, прилагаемые к корню и коронке, различны.[2]

Ортодонтическое лечение основано на передаче силы на зубы, зубные ряды, челюстные кости и лицевой скелет в целом. При этом рассматривается 3 основных компонента.[2]

  1. Действующая сила
  2. Точка приложения действующей силы
  3. Опора

В ортодонтии используются механически действующие, функционально направляющие силы. Механическая сила может быть первичной и вторичной, она приводит к непосредственным структурным изменениям.

Для коррекции аномалий в качестве действующей силы часто применяется резиновая тяга. В зависимости от места приложения действующей силы выделяют три вида резиновой тяги. Данное воздействие относится к первичным внутриротовым силам.[2]

  1. Используется вдоль одного зубного ряда, позволяет перемещать зубы дистально и мезиально по зубному ряду.
  2. Межчелюстная тяга, когда верхний зубной ряд смещается дистально, нижний мезиально.
  3. Межчелюстная тяга, когда верхний зубной ряд смещается мезиально, нижний дистально.

Достаточно часто возникает потребность в сочетании этих видов воздействия.

Также для коррекции аномалий применяются внеротовые вторичные механические силы. Внеротовые силы формируются при использовании лицевых дуг и подбородочных пращей. Точка опоры находится вне ротовой полости, и такие методы воздействия, помимо перемещения зубов, позволяют воздействовать на костный скелет черепа.[2]

В среднем необходимы следующие усилия для перемещения зубов.[2]

  • Наклонно-вращательное перемещение однокоренного зуба 50—70 гс.
  • Корпусное перемещение однокоренного зуба 70—90 гс.
  • Корпусное перемещение многокоренного зуба 90—150 гс.
  • Для движения корня зуба («торка») 150 гс.
  • Для экструзии зуба 25 гс.

С учётом того, что воздействие этих сил может иметь не только положительный, но и отрицательный результат, существенное значение имеет выбор силы воздействия. В настоящее время отдаётся предпочтения длительно действующим средним и слабым силам.

Методы диагностики

Клинические

К клиническим методам относятся сбор анамнеза, осмотр ротовой полости, пальпация, перкуссия, зондирование, аускультация. Эти методы не требуют специализированного оборудования и дорогостоящих манипуляций, но без них невозможно определить, какие из инструментальных, специализированных методов диагностики показаны больному.

При сборе анамнеза ортодонт собирает следующие данные.

  • Характер протекания беременности.
  • Количество родов.
  • Вес ребёнка при рождении.
  • Тип вскармливания.
  • Перенесённые ребёнком заболевания.
  • Время прорезания молочных зубов.
  • Время их потери; причины — при преждевременной потере.
  • Возраст, когда ребёнок начал ходить и говорить.
  • Тип дыхания (ротовое, носовое).
  • Наличие вредных привычек (сосание пальца, инородных твёрдых предметов, обгрызание ногтей)
  • Способ сглатывания слюны.
  • Проводилось ли ортодонтическое лечении ранее, если проводилось — то какое.

При осмотре врач обращает внимание на следующие особенности больного.

  • Физическое развитие
  • Форму рук
  • Форму головы.
  • Выраженность носогубных и подбородочных складок
  • Сглаженность контуров лица
  • Зияние ротовой щели
  • Выстояние альвеолярной части, губ и подбородка
  • Укорочение нижней части лица
  • Асимметрии лица

При пальпации исследуются как мягкие ткани, так и костно-суставная система. Врачом рассматриваются следующие моменты.

  • Определяются мышечный тонус губ и толщина их мягких тканей.
  • Проводится пальпация височно-нижнечелюстных суставов и наружных слуховых проходов. Обращается внимание на наличие щелчков, болезненности, деформации при изменении движении или надавливании.
  • Затем исследуется полость рта. Оценивается слизистая оболочка, мягкое и твёрдое нёбо, язык и его подвижность, форма и структура челюстей, количество и взаиморасположение зубов, наличие болезненности и деформаций.

Параклинические

После завершения клинического обследования для уточнения диагноза ортодонт прибегает к инструментальным методам исследования.

  • Изучение диагностических моделей челюстей
  • Изучение фотографий зубов и лица
  • Изучение формы зубных рядов с помощью симметроскопии
  • Цефалометрия (Телерентгенография или ТРГ)
  • Электромиотонометрия
  • Рентгенологические методы обследования
  • МРТ височно нижнечелюстного сустава

Совокупность параклинических методов позволяет точно установить локализацию и величину аномалий и определиться с тактикой их лечения.

К рентгенологическим методам исследования относятся ортопантомограмма, или панорамный снимок, и телерентгенограмма боковая и фасная.

Панорамный снимок позволяет определить состояние пародонта зубов, подлежащих перемещению, наличие и количество зачатков зубов, степень формирования или рассасывания корней зубов. Фасная телерентгенограмма позволяет определить асимметрию челюстных костей в трансверзальном(поперечном)направлении, боковая телерентгенограмма дает возможность ортодонтам оценить недоразвитие или чрезмерное развитие абсолютных размеров верхней и нижней челюсти, их положение (переднее или заднее) относительно мозговой части черепа, направление роста челюстей(вертикальный или горизонтальный), углы наклона резцов относительно основания челюстей (протрузия или ретрузия, то есть вперед или назад), межрезцовый угол,,уменьшение показателя которого резко сокращает показания лечению без удаления отдельных зубов. Все вышеперечисленные данные сравниваются со статистически проверенными данными нормы и позволяют грамотно спланировать ортодонтическое лечение.

Методы лечения

В настоящее время большинство ортодонтов придерживаются мнения о необходимости начала коррекции аномалий ещё с момента начала роста молочных зубов. Это связанно с тем, что наиболее раннее начало коррекции в детском возрасте обладает наиболее длительным эффектом, и за счёт быстрого роста костных структур и большей эластичности тканей может быть проведено в более короткие сроки. Эффективность ортодонтии ограничена возрастом больного и характером аномалии. Так, ортодонтия может эффективно изменять взаиморасположение зубов и зубных рядов, но не способна эффективно влиять на аномалии развития челюстей и лицевого скелета.

В ортодонтии применяются следующие методы лечения:

  • Аппаратурный
  • Аппаратурно-хирургический
  • Хирургический
  • Функциональный (лечебная гимнастика и т. п.)

Лечение состоит из 2-х этапов: активного и ретенционного. При активном производится непосредственное устранение аномалии. При ретенционном осуществляется закрепление полученного результата с целью обеспечения стойкой ремиссии после снятия аппаратов. Следует отметить, что аппараты зачастую могут приводить к повреждению зубной эмали и пародонта и впоследствии вызывать различные болезни зубов. Для профилактики данных осложнений важно своевременно производить замену аппаратов и точно рассчитывать необходимую действующую силу.

Ортодонтические аппараты

Как уже говорилось выше, аппараты в ортодонтии разделяются по точкам опоры и по способам воздействия. Выделяют следующие группы аппаратов.

  • Несъёмные аппараты механического действия.
  • Съёмные аппараты механического действия.
  • Аппараты функционального действия (пассивные)
  • Несъёмные аппараты функционального действия.
  • Съёмные аппараты функционального действия.
  • Аппараты комбинированного действия.

Согласно проведённым исследованиям, ортодонтические приспособления способны создавать артефакты на МРТ-изображениях, например, в виде искажений интенсивности сигнала или изображения полости без анатомической основы в плоскости. Влияние ортодонтических приспособлений на качество диагностических снимков головы, получаемых посредством магнитно-резонансной томографии.

Компьютерные системы

В ортодонтии нашли применение системы компьютерной диагностики и трёхмерного моделирования прикуса.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок ист ортодонтии не указан текст
  2. 1 2 3 4 5 6 Персин, 1998, с. 3-14.

Литература

  • {{{заглавие}}}. — Нижний Новгород: Медицинская книга, 2001. — 148 с. — ISBN 5-86093-078-Х.
  • Персин Л. С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. — М.: Инженер, 1998. — 297 с. — ISBN 5-7013-0084-6в.

Ссылки

wiki.sc

что лечит, врач исправляющий прикус, ортодонт кто это и что лечит

Ортодонт: кто это и что лечит

Ортодонтия – комплексная наука, ставшая одной из неотъемлемых отраслей стоматологии. Ее основное назначение – исправление аномалий зубного ряда. Также ортодонт занимается коррекцией патологий челюсти – врожденных или приобретенных, подготовкой пациента к процессу протезирования, исправляет неправильный прикус. В целом этот специалист решает такие проблемы:

  • кривизна отдельных зубов;
  • неправильный прикус;
  • зубы, которые не прорезались и остались в тканях челюсти;
  • непропорциональность верхней и нижней челюстей;
  • большая зубная щель;
  • дисфункция речи, жевания, дыхания, которые развилась в результате челюстной патологии;
  • асимметрия или аномалия развития костей лица;
  • смещение зубов из-за патологического состояния дуг;
  • частичное или полное отсутствие зубов;
  • челюстные травмы;
  • неправильная осанка, которая возникает из-за смещения плоскости смыкания челюстей, что приводит к снижению тонуса мышц и патологии второго шейного позвонка.

Кроме этого, врач, исправляющий прикус, совмещает навыки зуботехника и врача-стоматолога. Существуют взрослые и детские ортодонты. Дети дошкольного и школьного возраста должны обязательно посещать этого специалиста в целях профилактики. При небольших нарушениях у ребенка до 7 лет можно обойтись только миотерапией. При более серьезных проблемах стоматолог установит специальный аппарат для коррекции положения зубов.

На положение зубов можно повлиять в любом возрасте, но появившуюся аномалию стоит устранять максимально быстро – оперативное лечение снизит вероятность развития патологий, вызываемых неправильным прикусом.

Что входит в обязанности врача-ортодонта?

Ортодонт проводит следующие процедуры:

  • обнаружение и терапия патологических состояний челюстно-лицевой зоны;
  • зондирование зубов;
  • диагностика и обследование зубного ряда;
  • установка коррекционных систем и брекетов для устранения деформации зубов и челюсти;
  • изготовление предметов протезирования – слепков, ложек, а также определение размеров протезов;
  • проведение местной анестезии или новокаиновой блокады;
  • дает рекомендации пациентам, касающиеся гигиены ротовой полости.

Кроме этого, врач-ортодонт сотрудничает с другими специалистами – педиатрами, гастроэнтерологами, терапевтами, поскольку клиническая картина патологии челюстей нередко связана с другими заболеваниями.

Особенности приема у врача-ортодонта

Врач, который занимается брекетами и не только, проводит первичный осмотр, ставит предварительный диагноз, назначает необходимые исследования и анализы. По результатам осмотра и обследования составляется индивидуальный план лечения. Если нужно установить корректирующие пластины или брекеты, врач утверждает регулярность контрольных осмотров, на которые пациент обязан являться. Если планируется внедрить импланты, ортодонт определяет тип конструкций, их размер, состав материала. Также специалист принимает участие в хирургических операциях, которые проводятся во время имплантации. 

Сеть клиник iOrtho оказывает качественные услуги по исправлению прикуса элайнерами Инвизилайн, запишитесь на консультацию уже сейчас!

iorthocenter.ru

ортодонт — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. ортодо́нт ортодо́нты
Р. ортодо́нта ортодо́нтов
Д. ортодо́нту ортодо́нтам
В. ортодо́нта ортодо́нтов
Тв. ортодо́нтом ортодо́нтами
Пр. ортодо́нте ортодо́нтах

ор-то-до́нт

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -ортодонт-.

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ɐrtɐˈdont], мн. ч. [ɐrtɐˈdontɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. мед. врач-стоматолог, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением зубо-челюстных аномалий ◆ Если же вас не устраивает положение зубов в челюсти, то вам может помочь стоматолог-ортодонт. Ольга Гусева, «От улыбки станет всем светлей» // «Наука и жизнь», 2009 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
  1.  ?
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. врач, стоматолог
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от др.-греч. ὀρθός «прямой; правильный» + ὀδών (ионийск.; род. п. ὀδόντος) «зуб», далее из праиндоевр. *dont-/*dent-.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

ru.wiktionary.org

Ортодонт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

(перенаправлено с «»)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 августа 2014; проверки требуют 27 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 августа 2014; проверки требуют 27 правок.

Ортодонтия (греч. ορθός «прямой; правильный» + οδόντι «зуб») — раздел стоматологии, занимающийся изучением этиологии, диагностики, методов профилактики и лечения зубо-челюстных аномалий. Преимущественным объектом вмешательств в ортодонтии является жевательно-речевой аппарат детей и подростков.

Ортодонтия — это конструктор вашего прикуса, практическая модель идеального здорового состояния, при которой достигается физиологический баланс нормы (тезисы Райтера Д.В.).

Однако следует отметить, что у детей поле деятельности ортодонтологии выходит за пределы лицевого скелета и непосредственно полости рта. Предметом рассмотрения ортодонтии являются нарушения, возникающие в процессе формирования жевательно-речевого аппарата. Ортодонтия не занимается деформациями, то есть повреждениями, возникшими в результате травмы или болезни, корректируя только аномалии развития, например, генетически обусловленные дефекты. Коррекцией деформаций занимается ортопедическая стоматология.

Взрослая ортодонтия занимается деформациями, возникшими в результате потери зубов, возрастных изменений и заболеваний пародонта. Современная стоматология часто не может оказать квалифицированную помощь без ортодонтической подготовки.

История[ | ]

Первые упоминания о попытках исправления положения зубов встречаются ещё в трудах Гиппократа. До Нового времени труды античных исследователей не получили должного развития, и только в 1728 году (Pierre Fauchard) опубликовал книгу «Дантист Хирург», в которой одна из глав была полностью посвящена проблемам выравнивания зубов.[1]

В 1850-х годах начинается становление ортодонтии как отдельной области стоматологии. Основоположником этого направления считается (Dr. Norman Kingsley). Он был первым, кто применил внеротовую тягу для коррекции зубов. В то время основное внимание уделялось коррекции лицевых пропорций, удаление зубов по ортопедическим показаниям не проводилось. В 1880 году Норманом Кингсли была написана книга «Трактат о зубных аномалиях» («Treatise on Oral Deformities»).

Также одним из основоположников ортодонтии является Фаррар (J. N. Farrar), который впервые предложил для лечения в ортодонтии применение умеренных сил в течение длительного времени.[1]

В 1890-е годах начались исследования проблем замены отсутствующих з

encyclopaedia.bid

кто это и когда следует обращаться к специалисту?

Стоматология включает в себя большое количество различных направлений и ортодонтия – это одно из самых современных.

Специалистов в данной области довольно немного и именно поэтому большинство людей незнакомы с понятием «ортодонт» и не знают, чем занимается этот врач.

В нашей статье мы расскажем о том, кто такой ортодонт и чем он занимается.

Кто такой ортодонт?

Ортодонт – это специалист в области стоматологии, который занимается коррекцией зубов и исправлением прикуса. Из всех специалистов в стоматологии лишь 6% являются ортодонтами.

Ортодонтия зародилась ещё во времена Гиппократа. Но лишь спустя многие сотни лет, примерно в 1850 году, она стала развиваться как отдельный раздел стоматологии.

Её основоположником считается Норманн Кингсли, который первый практиковал внеротовую тягу для корректировки протрузии зубов.

В России ортодонтия стала широко распространяться лишь в конце 20 века.

Во времена Советского Союза ортодонтическое лечение осуществлялось в редких случаях и только по медицинским показаниям, и лишь последние десятилетия ортодонтические манипуляции стали более распространены и применяются также в эстетических целях.

Ортодонт специализируется на ликвидации аномалий зубочелюстного аппарата. Наиболее распространенные патологии, которые он лечит, это:

  • неправильный прикус;
  • проблемы с дыханием;
  • искривление зубного ряда;
  • неправильное расположение зубов;
  • проблемы, связанные с речевой и жевательной функцией;
  • неестественная форма зубов;
  • асимметрия лица.

Аномалии прикуса

Перед тем как начать лечение и коррекцию, специалист ставит диагноз, а так же определяет тип и время возникновения патологии:

  1. Врожденная патология. К этому типу относятся все патологии, связанные с формой зубов, а также с полным или частичным их отсутствием. Такие аномалии, как правило, формируются в результате сбоя в развития плода. В независимости от сложности данной патологии, любой квалифицированный ортодонт может её исправить.
  2. Наследственные патологии. К данному типу относятся патологии, которые передаются наследственным путем детям от их родителей. В основном это неправильный прикус, присутствие сверхкомплектных зубов, тремы и диастемы. Определить тип таких патологий немного сложнее и для этого могут потребоваться дополнительные процедуры.
  3. Приобретенные патологии. Эта категория включает в себя заболевания, которые возникли спустя несколько лет после рождения. В большинстве случаев они лечатся и исправляются намного быстрее, чем врожденные и наследственные, так как их можно обнаружить на ранней стадии и вовремя предотвратить дальнейшее развитие.

Детский ортодонт

Обычно коррекцию прикуса и выравнивание зубов проводят в детском возрасте. Особенно часто встречаются дети, которые носят брекеты или ретейнеры. Дело в том, что любая коррекция зубочелюстного аппарата в детском возрасте проходит намного легче и быстрее, чем у взрослых.

Трейнеры для детей подбирает детский ортодонт

Детский ортодонт поможет восстановить стандартную модель челюсти, смещая зубы специальными ортодонтическими приспособлениями. Если родители обнаружили у своего ребенка признаки какой либо патологии, то необходимо немедленно обратиться к врачу, так как на лечение запущенного недуга могут уйти долгие годы.

Самыми распространенными и эффективными аппаратами для лечения ортодонтических патологий считаются брекеты.

Сфера деятельности. Что лечит ортодонт?

Основными заболеваниями, с которыми сталкивается ортодонт, являются:

  • Аномалии величины челюсти. Это такие заболевания, как: микрогнатия, макрогнатия, асимметрия. Их основным признаком является выступ средней части лица вперед, подворачивание нижней губы под передние зубы, а также обнажение верхних резцов.
  • Неправильное соотношение зубных дуг. Заболевания: глубокий, дистальный, перекрестный, мезиальный и открытый прикус, а также избыточное резцовое перекрытие. Как правило, основным признаком этого заболевания является заднее положение нижних зубов над верхними. Но такой же признак может наблюдаться и при других видах аномалий и только опытный специалист сможет поставить правильный диагноз.
  • Аномалии отдельных зубов. Это самые распространенные патологии, связанные с нарушением формирования, роста, дистопией, наклона, количества и структуры зубов, а также с проблемами прорезывания у новорожденных и детей школьного возраста.
  • Нарушение формы и размера зубных дуг. Такие аномалии бывают двух видов: формы, когда зубная дуга сужается; и размеров, когда она увеличивается или уменьшается. Для лечения такого рода заболевания выписываются брекеты или скобы.
  • Неправильное положение челюстей в черепе. Это такие заболевания, как: ретрогнатия, прогнатия, наклоны челюсти и её асимметрия. Основным признаком данной аномалии является неестественное выдвижение верхней челюсти по отношению к основанию черепа.

Лечение различных патологий включает в себя следующее:

  • посещение врача и предварительное консультирование;
  • изготовление слепков, с учетом индивидуального строения зубов и челюсти;
  • анализ модели верхней и нижней челюсти;
  • рентген обследование.

Подборка брекетов – задача ортодонта

Коррекция и лечение ортодонтических заболеваний состоит из двух стадий:

  1. Ликвидация патологии при помощи специальных ортодонтических приспособлений. После проведения диагностики и составления плана лечения, пациенту ставятся брекеты, капы или пластинки. В период терапии, врач регулярно следит за коррекцией и вносит необходимые коррективы по мере надобности.
  2. Ретенционная – закрепление полученных результатов. Для того чтобы патология не возобновилась, специалист может поставить ретейнеры на внутреннюю сторону зубов или назначит носить специальные капы.

Важнейшим аспектом в методике лечения зубочелюстных аномалий является выбор ортодонтического аппарата. Конструкции крайне разнообразны и отличаются друг от друга воздействием, внешним видом и способом крепления.

Безусловно, что наиболее популярным аппаратом для коррекции являются брекеты, но в последние годы пациенты все чаще выбирают невидимые элайнеры, которые с эстетической стороны смотрятся гораздо лучше.

Методы коррекции аномалий также могут различаться и зависят они от сложности диагноза, а порой и возраста. На сегодняшний день существует три метода коррекции:

  1. Миотерапия. В основном данный метод назначается детям, которым по тем или иным причинам невозможно поставить брекеты. Миотерапию нельзя отнести к полноценному методу, так как для достижения 100% результата он требует дополнительных процедур и ресурсов. Миотерапия представляет собой своеобразную челюстную гимнастику, целью которой является становление прикуса в правильное положение, при условии, что он ещё не сформировался. В некоторых случаях этот метод назначается взрослым, когда необходимо предотвратить рецидив.
  2. Хирургический метод. К этому способу ортодонты прибегают крайне редко. Один из случаев, когда необходимо хирургическое вмешательство – это сильная скученность зубов, в результате которой в полости рта не остается места для роста других.
  3. Аппаратный метод. Он применяется в любом возрасте и практически при всех видах аномалий. Однако коррекция у взрослого человека длиться на несколько лет дольше. Данный метод представляет собой установление на зубы специальных конструкций, которые исправляют зубочелюстные патологии.

В некоторых случаях, когда патология запущенна или крайне тяжелая, врач может применить сразу несколько методов в лечении.

Ортодонт также занимается организацией различных подготовительных мероприятий, которые необходимы для коррекции. Он проводит массу нужных манипуляций, подготавливая пациента к аппаратному или хирургическому вмешательству.

Показания к посещению ортодонта

В первую очередь обратиться к этому специалисту необходимо людям с эстетическими нарушениями. А так же тем, у кого есть явные проблемы, связанные с зубочелюстной системой. Во всех остальных случаях необходимость посещения ортодонта определяет лечащий врач стоматолог.

К ним относятся:
  • скученность зубного ряда;
  • неправильный прикус;
  • нарушение дыхания;
  • искривленное положение отдельных или несколько зубов;
  • травмы лицевого скелета и челюсти;
  • мезиальное смещение;
  • нарушение речевой и жевательной функции;
  • асимметрия лица.

Отзывы

Подавляющее число пациентов, которые получали лечение у ортодонта и полностью прошли терапевтический курс, довольны полученным результатом. Итог был достигнут, ушла скованность, которая ранее замечалась во время общения с окружающими.

Из отрицательных моментов отмечается:

  • высокая стоимость конструкций;
  • довольно продолжительный этап лечения;
  • нарушение дикции в момент терапии;
  • долгая адаптация к сторонним конструкциям;
  • есть пациенты, которые не получили ожидаемого результата.

Марьяна: “По показаниям моего лечащего стоматолога мне необходимо было ставить брекеты. Нижний зубной ряд был в ужасном состоянии, а передние сильно искривлены. Проносила их почти два года и результат просто потрясающий! Особенно хотелось бы отметить работу ортодонта, который не просто принялся за коррекцию, но и в процесса все грамотно и доступно объяснял. Сейчас ношу ретейнеры, чтобы закрепить результат и время от времени посещаю ортодонта чтобы он контролировал процесс и не возникло ремиссии”.

Анастасия: “Моей десятилетней дочери пару месяцев назад поставили брекеты. Врача выбрали по рекомендациям знакомых и ни разу не пожалели. Врач быстро нашел подход к ребенку, все время старался отвлекать и был очень внимателен. Сейчас каждый месяц ходим на подтяжку и осмотр. Дочка по началу жаловалась на неудобство, но вскоре привыкла и уже заметны первые результаты, которые нас обеих очень радуют. Всем родителям советую обращаться как можно скорее к ортодонту, если заметили, что у ребенка есть какие либо искривления”.

Не стоит забывать, что лечение может занять годы и именно поэтому важно как можно скорее направиться к специалисту со своей проблемой. Лучше всего лечить аномалии зубочелюстной системы в детском возрасте, когда формирование челюсти ещё не окончено и она легко поддается коррекции. Лечение и методы коррекции назначаются врачом индивидуально, после прохождения необходимых процедур и диагностики.

Видео на  тему

zubki2.ru

Ортодонтия в стоматологии что это такое видео

Не всем приходилось обращаться за услугами ортодонта, однако ортодонтия как направление стоматологии стремительно развивается, и посещать ортодонта необходимо каждому из нас, хотя бы из профилактических целей.

Девушка с красивой улыбкой

Патологии зубных рядов достаточно многообразны и коварны, а профессиональный врач найдет даже минимальные недостатки и устранит их.

Подробнее об ортодонтии

Ортодонт занимается исправлением патологий прикуса и зубных рядов. Он устанавливает проблемы, которые мешают полноценно функционировать жевательной и речевой функциям, исправляет эстетические недостатки лица. Задача стоматолога заключается в устранении челюстных аномалий, которые можно обнаружить более чем у девяноста процентов населения нашей планеты.

Ортодонтия решает многие проблемы, начиная от неправильного прикуса, заканчивая тонкой работой по исправлению лицевых дефектов. Кто-то может подумать, что кривые зубы или выпирающий прикус – это стандартное положение дел, которое не требует вмешательств и влияет только на внешний облик. Такое мнение ошибочно: искажение зубных рядов чревато возникновением разнообразных проблем — от повреждения эмали до сложных болезней, требующих хирургической операции.

Ортодонт-стоматолог

Смещение зубных рядов может начаться в любой момент, независимо от возраста по разным причинам (например, появление зубов мудрости). Только квалифицированный специалист способен составить компетентный план лечения и дать необходимые рекомендации.

Виды лечения в ортодонтии

Ортодонтия подразумевает собой использование трех главных методик исправления зубных патологий:

  • миотерапия;
  • аппаратная стоматология;
  • оперативное вмешательство.

Первый способ используют только в детском возрасте, во время формирования костей челюсти. Миотерапия является профилактической и стимулирующей мерой. По сути, это совокупность упражнений, мотивирующих зубной ряд к правильному положению.

Травма зубов

В аппаратной стоматологии применяют различное оборудование и конструкции, оказывающие воздействие на зубы.

Хирургическое вмешательство назначается в запущенных случаях и после травмирования зубов.

Ортодонтическое оборудование

Ортодонтия выделяет две категории аппаратов для формирования красивой улыбки: съемные и несъемные.

Съемные конструкции в ортодонтии

Эти конструкции также делятся на два вида:

  1. Одночелюстные. Применяются в ситуациях, когда необходимо расширить зубной ряд и правильным образом расположить его на лицевой части. Носить конструкции необходимо весь день.
  2. Двучелюстные. Их носят только ночью, так как они надеваются на обе челюсти одновременно.

Съемные конструкции в ортодонтии

Виды съемных устройств:

  1. Трейнеры. Внешне похожи на капу. Трейнер помещается в ротовую полость. Он препятствует дыханию ртом, закрепляет расположение языка и зубов. Имеет профилактический эффект при использовании у детей в момент смены молочных зубов на коренные. Аппарат раздражает десны, ускоряя зубной рост, и препятствует образованию дефектов.
  2. Для пациентов, которые любят грызть ногти, карандаши, сосать пальцы или кусать губы, назначают установку пластинок Хинца. Все вредные привычки очень плохо влияют на челюсть, вызывая различные дефекты, но данное оборудование поможет предупредить негативные последствия.
  3. Капы. Они используются для закрепления результатов стоматологического лечения по выравниванию зубов, разгружают давление на челюсть, позволяют привыкнуть к новому положению зубов и прикусу.

Несъемные конструкции в ортодонтии

Стоматологами разработано множество несъемных систем для ортодонтических работ. Они считаются наиболее результативными помощниками в лечении зубных патологий и дефектов. Обобщённо их называют брекетами или брекет-системами.

Брекеты подразделяют на несколько категорий:

  1. Коронковые. Помогают расширить шов нёба и увеличить расстояние между верхними зубами.
  2. Дуговые. Воздействуют на зубы при помощи дуги, которая оказывает тягу. Она, как пружина, сжимает или расширяет зубы. Может менять положение всего ряда или зубов по отдельности.
  3. Мультибанд. Каркасно-пружинная техника для особых видов работ.
  4. Губной бампер. Такое устройство защищает челюсти от влияния негативных факторов внешней среды. Аналогия с бампером в автомобиле.
  5. Бюгельные устройства. Являются мультифункциональными, позволяют решать несколько стоматологических задач одновременно.
  6. Ретейнеры. Установка происходит сразу после окончания лечения брекет-системой. Закрепляется результат, и происходит плавный переход от усиленного навязчивого воздействия на зубы к обычному состоянию.

Несъемные конструкции в ортодонтии

Закрепляющее лечение

После того как вы завершите основные мероприятия по устранению дефектов, вам следует пройти обязательную процедуру ретенции. Этот процесс закрепляет достигнутые результаты и не дает зубам встать на прежние неправильные места. В ходе его используют съемные и несъемные конструкции.

После того как патология ликвидирована, устанавливают ретейнер, затем применяют капы, и только спустя необходимое время вы сможете обойтись без какого-либо вида конструкций. В течение всего ретенционного промежутка времени стоматолог должен осуществлять контроль за изменениями, которые проходят в зубном ряду, чтобы предотвратить начало обратного процесса.

Капы на зубах после брекетов

Есть ситуации, влияющие на позитивный итог стоматологического воздействия после демонтажа ортодонтических систем, если никак не контролировать профилактический период:

  1. Появление зубов мудрости.
  2. Зубная корневая система не успеет закрепиться, и начнется ремиссия.
  3. Мощное давление на челюсть нужно уменьшать равномерно.

Для чего посещают ортодонта

Многие люди считают, что ортодонт работает исключительно с детьми и подростками. А если вы уже выросли и достигли зрелости, то ничего не сможет изменить ваш прикус и зубы. Это огромное заблуждение, но помните: чем раньше вы приступите к исправлению, тем быстрее и дешевле будет лечение, и снизится риск появления побочных результатов.

Дошколятам и школьникам необходимо обязательное посещение ортодонта. В этом возрасте зубы меняются, зубные ряды начинают формироваться. Важно вовремя обнаружить проблему и своевременно её купировать.

Ребенок на приеме у врача-ортодонта

Не откладывайте визит к стоматологу в долгий ящик. Врач сможет диагностировать все проблемы, даст профессиональные рекомендации и назначит верное лечение. В детском возрасте можно решить проблему лишь миотерапией.

Дошкольнику не будет назначено лечение в полной мере, так как установка брекетов возможна только на коренные зубы. Молочные зубы имеют неустойчивые корни, которые постепенно рассасываются. Маленьким детям могут установить пластинки для формирования челюсти.

Подростки уже могут носить брекет-систему и получать полноценное лечение, которое исправит все проблемы и сделает зубы ровными.

Перед тем как приступить к лечению, нужно сделать рентгенографию, чтобы дать точный прогноз его результатов. Порой обнаруживаются проблемы, которые учесть стоит уже на начальном этапе лечения, скорректировав его план.

Новшества ортодонтии

Современная ортодонтия далеко продвинулась в своих разработках и исследованиях. Последней новинкой стали саморегулируемые брекет-системы. Эта очень удобная система освобождает вас от частых посещений врача, экономя ваше время и средства.

Саморегулируемые конструкции обладают рядом плюсов:

  1. Подходят людям с повышенной чувствительностью зубов.
  2. Эффективно воздействуют на зубы, сокращая время лечения.
  3. Не требуют удаления здоровых зубов.

Брекеты на обратной стороне зубов

В настоящее время существует возможность установки конструкций из прозрачных материалов либо установка брекет-системы на внутреннюю часть зубов. Это красиво и незаметно. Стоит помнить, что проблемы зубного ряда не только эстетически некрасивы, но и влияют на здоровье в целом. Неправильный прикус способствует развитию заболеваний дыхания.

Ортодонтия — достаточно старое стоматологическое ответвление, однако многие недооценивают значимость этого направления. Исправление челюсти – это здоровье вашей ротовой полости и организма в целом. Контролируйте свое здоровье, относитесь внимательно к проблемам своих детей. В ваших интересах решить проблему патологии зубного ряда как можно быстрее.

zubpro.ru