Алгоритм чистки зубов для детей – Чистка детских зубов от 0 до 6 лет. Особенности, правила, методика и техника
Чистка детских зубов от 0 до 6 лет. Особенности, правила, методика и техника
ПРАВИЛА ЧИСТКИ ДЕТСКИХ ЗУБОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 0 ДО 6 ЛЕТ. ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА И ТЕХНИКА
Добрый день, сегодня мы узнаем про правила чистки детских зубов в возрасте от 0 до 6 лет, а также рассмотрим основные методики и техники, которые рекомендуют использовать стоматологи в процессе ухода за ротовой полостью.
Молочные зубы должны быть здоровыми, чтобы тщательно пережевывать пищу, правильно разговаривать, и снизить риск появления проблем с постоянными зубами.
Молочные зубки очень уязвимы перед действием кариесогенных факторов. Питание крохи богато углеводами, в которых бактерии активно размножаются. В условиях недостаточной гигиены они оседают на зубном налете и выделяют в процессе своей жизнедеятельности органические кислоты, которые вызывают деминерализацию эмали. Если учесть, что на первом году жизни крохи практически не употребляет твердую пищу (значит отсутствует естественная механическая очистка), то увеличивается риск раннего возникновения кариеса молочных зубов. А запущенная инфекция может распространиться не только на соседние молочные зубы, но и на зачатки постоянных зубов.
КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ДЕТЯМ. ОБЩИЕ ПРАВИЛА И МЕТОДИКИ ЧИСТКИ
Но не стоит забывать, что бактерии в ротовой полости ребенка, размножаясь, повышают риск развития стоматита, отита, ангины, тонзиллитов и фарингитов. Поэтому чистку молочных зубов нужно включить в обязательные ежедневные гигиенические процедуры.
ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ ДЕТСКИХ ЗУБОВ В РАЗНОМ ВОЗРАСТЕ
Правила чистки зубов зависят от возраста ребенка и от его индивидуальных особенностей.
Обучение детей правильной чистке зубов условно можно разделить на 3 этапа:
— До 1,5 лет: символические процедуры, направленные на то, чтобы приучить кроху к гигиене полости рта и ознакомить его с этой процедурой.
— С 1,5 лет до 3-х лет: отработка правильных движений при чистке зубов.
— С 3-х лет: постепенное приучение ребенка к самостоятельной тщательной чистки зубов (под контролем родителей).
1. КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ РЕБЕНКУ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1,5 ЛЕТ. ПРАВИЛА, МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ ЧИСТКИ
Чистить зубы малышу большинство стоматологов рекомендует сразу после появления первых молочных зубов. Согласно графику прорезывания молочных зубов, первые резцы появляются в среднем в 6 месяцев.
Многие родители задаются вопросом зачем детям в 6-7 месяцев нужно чистить зубы. Дело в том, что гигиена полости рта ребенка в таком возрасте – это не только поддержание чистоты, но прежде всего начало прививания привычки ухода за своими зубами, а также профилактика стоматита и «бутылочного» кариеса.
Причиной стоматита – распространенной у грудничков инфекции, могут стать остатки молока во рту или грязь, попавшая в рот малыша, например, с соской, погремушкой через поцелуи родителей и т.д.
Даже в грудном молоке содержится сахар, который может ослабить и даже разрушить неокрепшую эмаль зуба. Развитие раннего детского кариеса может вызвать кормление ребенка перед сном или во время сна бутылочкой с молоком или соком.
Как ухаживать за зубами и за ротовой полостью детей до 1 года
В этот период у малыша только начинают прорезываться молочные зубки. Чистить зубы годовалому ребенку нужно предельно аккуратно. Десны малыша очень мягкие, а зубы хрупкие. К тому же, при прорезывании зубов, десны воспалены, вокруг режущегося зубика образуется настоящая ранка, и можно случайно повредить десну и занести туда инфекцию.
Терпеливо и настойчиво следует приучать малыша положительно относиться к гигиене полости рта, что очень важно для здоровых и крепких зубов в будущем. Наши задачи в этом возрасте – научить кроху открывать рот по требованию для ухода за зубами без негативных эмоций, и аккуратно массировать десна, что уменьшает боль при прорезывании зубов и улучшает кровообращение слизистой десен.
В возрасте до 1 – 1,5 лет протирать прорезавшиеся зубы, десна и язык стоматологи рекомендуют дважды в день (утром и вечером).
Полость рта и языка ребенка до года можно чистить:
— стерильной марлей (марлевым тампоном или бинтом). Но НЕ ватой!
Марлю или бинт можно увлажнить теплой кипяченой водой, специальными пенками для ухода за зубами и деснами малышей от 0 лет, содовым раствором либо отваром ромашки (коры дуба и других трав).
— специальными одноразовыми стоматологическими или дентальными салфетками и салфетками-напальчниками с ксилитом.
Специальные салфетки для чистки зубов и ротовой полости, пропитанные безопасным антисептиком и экстрактами трав. Они подходят для очистки зубов и всей полости рта. Обладают местным противовоспалительным, противоотёчным и антисептическим действием. Такие салфетки продаются в аптеках и подходят для детей 0+.
— силиконовой щеткой-напальчником (похожа на резиновый колпачок с силиконовыми щетинками, который взрослый одевает на палец) или силиконовой зубной щеткой с диском безопасности.
Для чистки зубной щеткой с обычной щетиной ребенок еще слишком мал.
Силиконовую щетку и марлю (бинт) можно смачивать:
— в обычной теплой кипяченой воде,
— в содовом растворе (на 200 мл кипяченой воды – 1 ч.л. соды),
— в травяном настое (ромашка, кора дуба, шалфей, зверобой, календула),
— или со специальными пенками (можно приобрести в аптеке).
Такие пенки обладают бактерицидным, обезболивающим и противовоспалительным эффектом, также они повышают устойчивость малыша к инфекциям.
В этом возрасте нежелательно использовать зубные пасты, простой чистой воды будет достаточно.
Как протирать полость рта малыша марлей или специальными гигиеническими салфетками
Начинать чистить зубы ребенку лучше всего через 30-40 минут после утреннего и вечернего кормления (грудью, смесью, пюре). Прежде всего, мама или папа должны тщательно вымыть руки с мылом. Малыша укладываем на колени, головой ближе к своей груди или берем на руки так, чтобы хорошо видеть ротовую полость.
При осуществлении гигиены марлей или бинтом. Оборачиваем свой указательный палец марлевой полоской, сложенной в несколько слоев, и смачиваем палец по выбору: в теплой кипяченой воде, в содовом растворе, в травяном отваре либо наносим специальную пенку.
Если чистим зубки стоматологической салфеткой, то её смачивать в воде или других средствах не нужно.
Далее легкими аккуратными движениями протираем прорезавшиеся зубки со всех сторон (по направлению сверху от десны вниз), а также нежными круговыми движениями прочищаем беззубую десну и поверхность языка (по направлению от корня к кончику).
Другая альтернатива – это применение специальных щеток с силиконовыми щетинами
Начиная с возраста 7-8 месяцев можно смело чистить зубы и десна ребенку силиконовой щеткой. Они могут быть в виде щетки с силиконовыми щетинами с диском безопасности на ручке или пальчиковой зубной щетки с силиконовыми щетинами. Они мягкие, эластичные и не повреждает слизистую оболочку ротовой полости малыша. Такими силиконовыми щетками удобно прочищать и массировать десна и зубки малышам.
{banner_yandexblokrtb1}
2. КАК ЧИСТИТЬ ЗУБЫ
bazliter.ru
Алгоритм чистки зубов в детском саду в картинках
Даже в таком простом действии, как чистка зубов можно совершать ошибки, если с раннего детства нет чёткой базовой основы знаний. Картинки с алгоритмами чистки зубов в детском саду, представленные в этой статье, помогут сохранить зубы здоровыми.
Смотрите на картинки и учитесь правильно чистить зубы!
Простые картинки для дошкольников.
Чистим зубы правильно.
Девочки и мальчики, не забывайте чистить зубки!
Для детского сада.
Полезные советы от Зубной Феи.
Картинки.
Дополнительные советы в картинках.
Алгоритм от врача.
pickimage.ru
Алгоритм чистки зубов. Ясли-сад №40 г.Лиды
Памятка по организации ежедневной чистки зубов у детей
Анализ стоматологического статуса детей младшего школьного возраста показывает неудовлетворительный индекс гигиены полости рта. Поступившие в школу 6-7-летние дети не владеют навыками самостоятельного гигиенического ухода за полостью рта. Наиболее практичным и эффективным способом профилактики болезней зубов и десен у детей является обучение их методу чистки зубов до уровня выработки стойких навыков.
Рекомендации:
- время чистки – после завтрака или обеда по возможностям учреждения образования;
- каждый ребенок должен иметь индивидуальный промаркированный стакан (кружку), лучше пластмассовый, в котором хранятся индивидуальная зубная щетка и зубная паста;
- все стаканы (кружки) хранятся на подносах в специально отведенном месте;
- индивидуальные средства гигиены не нуждаются в дополнительном обеззараживании;
- контролируемую чистку организует педагог.
К основным относят методы, которые могут быть рекомендованы взрослым (стандартный метод)и дошкольникам (метод Марталлера)
Стандартный метод чистки зубов
Этот метод признан наиболее полным и эффективным способом чистки зубов при помощи ручной щетки. Зубные дуги условно делят на относительно прямолинейные участки — сегменты, на которых возможен плоскостной контакт поверхностей нескольких рядом стоящих зубов с рабочим полем щетки. Щетку ставят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов 1 сегмента верхней челюсти и делают горизонтальные возвратно-поступательные движения. Выполнив 10 таких движений, также очищают вестибулярную поверхность нижней челюсти. Круговые движения Щетинки стоят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов C1 верхней челюсти. Щетка описывает круги на вестибулярных поверхностях С, верхней и нижней челюстей. Чтобы не повредить десневой край, усилия прикладывают при движении от десны к жевательной поверхности, а на встречной дуге щетка проходит без давления на зубы и десну. Выполнив вертикальные, горизонтальные и круговые движения на вестибулярных поверхностях зубов С, обеих челюстей, переставляют щетку на верхние зубы С2 и последовательно повторяют весь комплекс, и так далее — до С, включительно. Чистка оральных поверхностей Так же, как и при чистке вестибулярных поверхностей, выполняются вертикальные, горизонтальные и круговые движения на небных и язычных поверхностях С—С. Для того, чтобы обеспечить доступ головки щетки к очищаемой поверхности, ручка щетки часто занимает положение, близкое к вертикальному. Чистка жевательных поверхностей Горизонтальные движения. Щетку ставят на жевательную поверхность С, верхней челюсти, выполняют поступательные движения в горизонтальной плоскости в переднезаднем направлении; после 10 движений щетку переносят на жевательную поверхность С, нижней челюсти. Круговые движения выполняют из того же исходного положения на жевательных поверхностях С, верхней, а потом — нижней челюстей. Чередуя горизонтальные и круговые движения, очищают жевательные поверхности зубов в С2—С6.
Метод инструктирования дошкольников по методике чистки зубов щеткой
Метод, разработанный Марталером, представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптированный к психофизическим возможностямдетей. Учитывая то, что дети прикладывают к щетке максимум усилия на первом этапе чистки, автор предлагает начинать процедуру не с очищения вестибулярных поверхностей (дети, усердствуя, могут травмировать периодонт!), а с очищения жевательных поверхностей. Потом очищают вестибулярные и оральные поверхности. Очищение жевательных поверхностей Приоткрыв рот, щетку устанавливают на жевательную поверхность верхних зубов С делают 10 коротких энергичных горизонтальных поступательных движений в переднезаднем направлении и перемещают щетку по дуге верхней челюсти от С2 до С6. После этого ставят щетку на жевательную поверхность нижних зубов С6 и последовательно достигают С, нижней челюсти. Очищение вестибулярных поверхностей Зубы смыкают, щеки расслабляют так, чтобы головка щетки могла свободно перемещаться в преддверии полости рта. Щетку устанавливают перпендикулярно к вестибулярным поверхностям зубов С1 и делают вертикальные зигзагообразные движения (до 10 на одном сегменте), очищая одновременно зубы верхней и нижней челюсти и прилагая одинаковые усилия при движении вверх и вниз. Таким образом продвигаются до С6. Очищение оральных поверхностей Рот широко открывают, головку щетки ставят на небную поверхность верхних зубов С, ручка щетки при этом располагается почти вертикально. Короткими вертикальными движениями (до 10 движений с равным усилием при движении вверх и вниз на каждом сегменте) продвигаются по небным поверхностям зубов верхней челюсти от С1 до С6. Потом головку щетки ставят на язычную поверхность нижних зубов С6 (ручка при этом смотрит вверх) и таким же образом проходят до язычной поверхности нижних зубов от С6 до Сг.
Администрация и стоматологическое отделение учреждения здравоохранения
ds40lida.schools.by
Алгоритм чистки зубов для детей — Детки-конфетки
Не всем родителям известно о чистке молочных зубов и нужном уходе за ними. Именно в младенчестве, научив малыша правильной гигиене, можно предупредить развитие серьёзных патологий различных органов.
В этой статье:
Содержание статьи:
Зачем чистить зубки
Причины, по которым следует прививать гигиену с раннего возраста:
- предупреждение формирования камня;
- профилактика кариеса, стоматита, пародонтита, других воспалительных, инфекционных процессов;
- профилактика заболеваний ЛОР-органов, патологий ЖКТ;
- устранение неприятного запаха;
- предупреждение изменения прикуса, дикции.
Эмаль у малышей по структуре намного тоньше, нежели у взрослых людей. Поэтому инфекции проще проникать через тонкую поверхность. Во время еды в труднодоступных пространствах остаются кусочки пищи. Бактерии образуют налёт, который становится камнем и вызывает гингивит и пародонтит. Если не чистить зубы детям, это приведёт к преждевременному выпадению, нарушению прикуса и даже к заболеваниям органов пищеварения.
Природой заложено так, что на смену молочной костной ткани сразу приходит коренная. Заболевания ротовой полости сопровождаются воспалительным процессом, который постепенно, без своевременного лечения, приводит к кариесу и разрушению зуба. Всё это становится причиной ранней потери.
Постоянная костная ткань в таком случае ещё не прорезается, а её отсутствие в нормальном количестве приводит к тому, что кроха не пережёвывает до конца пищу. Она попадает в желудок, которому очень трудно её переваривать в таком состоянии. Вырабатывается много соляной кислоты, которая входит в состав желудочного сока. Кислота вызывает раздражение слизистой. Этот процесс становится причиной гастрита или язвы.
Ещё одна опасность отсутствия нормальной гигиены – ЛОР-заболевания и хронические патологии органов дыхания. Попадая через микротрещины дёсен в кровоток, инфекция вызывает развитие гайморита, тонзиллита, ангины и даже менингита.
На фоне преждевременного выпадения, образовывается неправильный прикус. Это приводит к изменению дикции, деформации черт лица.
Когда начинать уход за зубами
Даже новорождённые уже нуждаются в гигиене. Углеводы, содержащиеся в материнском молоке, отрицательно воздействуют на тонкую эмаль, как и любая другая пища.
Первое прорезывание происходит в 7–9 месяцев. До этого времени ухаживать за полостью рта можно с помощью салфеток или ватных дисков, смоченных в слабом растворе пищевой соды.
Первыми прорезываются передние зубки на нижней и верхней челюсти. Для их очищения доктор Зубастик рекомендует использовать марлевую салфетку, смоченную в воде. Марля имеет абразивную структуру, поэтому хорошо снимает мягкий камень с эмали. Альтернатива такому способу – силиконовая насадка на палец. Она аккуратно уберёт отложения с зубов и выступит в роли массажёра для дёсен.
Мама Алёна рассказывает, как она приучает к чистке зубов:
Применять до года пасту, смысла нет. Потому как дети попросту не смогут в этом возрасте ополоснуть ротовую полость. Как пишется в инструкциях, многие пасты можно глотать и ничего не произойдёт, но лучше использовать воду.
Детские средства ухода за полостью рта
Существуют такие варианты:
- Дентальные салфетки. Абразивная структура удалит налёт с поверхности эмали, языка, дёсен, слизистой оболочке щёк (в этих областях тоже скапливается большое количество бактерий).
- Силиконовая двухсторонняя насадка (надевается на палец). Оснащённая щетинками, с одной стороны, а с другой — выпуклыми пупырышками для очищения языка, щёк, дёсен. После каждого снятия налёта её тщательно моют и помещают в специальный контейнер.
- Паста. Обязательный состав – казеин, кальций, ксилит. Они улучшают структуру костной ткани и обладают бактерицидным свойством. До 3 лет покупайте пасты, которые не содержат фтора.
- Ополаскиватели. Разрешены к применению с 6 лет. Помогают предотвратить кариес, заживляют ранки на слизистой оболочке, дополнительно очищают эмаль.
- Щётка. Может быть обычной и ультразвуковой. Разрешены к применению с 1 года. Рабочая головка 1–2 см, мягкие щетинки и удобная ручка.
Невозможно сказать определённо, как выбрать пасту, ополаскиватель или другие средства. Компаний-изготовителей очень много, и они как один обещают отличный результат. Но не все изготовители добросовестные. Поэтому лучше узнать у стоматолога, каким средствам по уходу отдать предпочтение.
Многие пасты содержат красители и вкусовые добавки, которые становятся причиной аллергической реакции. Поэтому посоветовать, что лучше выбрать, может только стоматолог после осмотра.
Правила чистки
Очищать следует наружную, внутреннюю и жевательную поверхности выметающими движениями, от дёсен к краям костной ткани. Вращательными движениями проводится массаж дёсен.
Техника выглядит следующим образом:
- очистить внешние поверхности;
- очистить внутренние поверхности;
- очистить жевательные поверхности;
- почистить язык.
Время процедуры – 1 мин. Не нужно сильно давить на щётку. Таким образом, можно повредить дёсны и эмаль.
Выбираем щётку
Обратите внимание на следующие пункты:
- Модель и оформление. Чтобы привить полезную привычку — заинтересуйте. Лучше выбрать яркое изделие, на котором изображены любимые сказочные и персонажи из мультиков. В игровой форме убедите ребёнка, что атрибут – это добрый друг, который помогает защищать от болезней.
- Соответствие возрасту. После года и в дошкольном возрасте надо выбирать мягкую щетину; от 6 до 10 лет – со средней жёсткостью. Наиболее качественное снятие камня будет при высоте щетины не больше 10 мм.
- Ручка. Удобная, из нескользящего материала. Скользкая ручка становится причиной механического повреждения слизистой оболочки.
- Рабочая головка. Стоматологи рекомендуют пользоваться щёткой с головкой 1–2 см. Любое неудобство вызывает у ребёнка неприязнь к процедуре. И происходит это в основном, если головка – большая.
В любом случае желательно проконсультироваться со стоматологом.
Чистим зубы играя
Начинайте приучать сына или дочку к гигиене рта уже с 7 месяцев. Тогда на уровне подсознания отложится, что процедура очищения – это нужный процесс. И конечно же, запаситесь терпением, потому как с первого раза малыши отказываются от процедуры.
Весёлый крокодил:
- На листке бумаги нарисуйте крокодила с открытым ртом.
- Возле каждого зубика добавьте некую букашку-вредителя, которая кусает его и делает больно.
- Возьмите ластик и поочерёдно стирайте этих букашек, показывая, что от них нужно избавляться.
Благодаря этой игре Николь стало неприятно, что во рта живут бактерии и она бежит их выгонять:
Психологи утверждают, что 60% детей после такой игры бегут в ванную и чистят зубки самостоятельно и с удовольствием.
Кроме этого, купите модель со звуковым и световым эффектом, таймером, которая оповестит об окончании манипуляции. Детвору всегда увлекают огоньки и звуки. Таким образом, процесс чистки будет интересен.
Попробуйте вместе посмотреть мультфильмы, в которых рассказывается о гигиене в игровой форме. Наглядность тоже работает в положительную сторону. В отрывок.
Если малыш отнекивается
Ни в коем случае нельзя ругать или наказывать. Формирование полезной привычки – дело времени. Придерживайтесь таких правил:
- Сначала просто дать поиграть со щёткой – карапуз будет рассматривать, обязательно «потянет» в рот. Затем постепенно имитировать чистку рукой малыша.
- Говорить о том, что зубы убегут, если их не «умывать».
- В стоматологиях есть макеты челюстей, на которых наглядно можно продемонстрировать, что бывает, если не очищать ротовую полость.
- Дать малышу самостоятельно выбрать аксессуары для гигиены.
В этом видео Инесса рассказывает о своем подходе к малышу:
Каждый успех поощрять – прогулкой на улице, вкусными фруктами, любимой игрой.
Когда меняются молочные зубы
Происходит по такой схеме:
- 5–6 лет — нижние, верхние резцы;
- 6–8 лет – боковые резцы;
- 8–10 лет – первые моляры;
- 9–10 лет – клыки;
- 10–12 лет – моляры вторые.
Примечательно то, что у девочек процесс смены происходит быстрее, чем у мальчиков.
Особенности профессиональной гигиены рта
Существует 4 метода профессионального снятия налёта. Но не все они подходят детям. Ультразвук и лазер разрешены с 14 лет. Механическую чистку уже практически не применяют.
Трёхлетнему мальчику чистят зубы в стоматологии:
В детском возрасте удаление мягкого камня проводится методом Air-flow, но только при минерализации эмали. Окончательно она формируется через год после прорезывания. Пескоструйная методика отлично ликвидирует твёрдый и мягкий налёт, является профилактикой кариеса.
Как проводится чистка у стоматолога
Желательно, чтобы детский врач нашёл подход к ребёнку, потому что если малыш будет бояться, то до очистки дело не дойдёт.
Этапы процедуры:
- При необходимости, для устранения даже малейшей боли, на дёсны наносят обезболивающий гель.
- Обязательно санация ротовой полости.
- Используются специальные мягкие щёточки.
- Стоматолог очищает каждый зуб. Сначала спереди, потом сзади (вестибулярная и оральная сторона).
- Затем проводится полировка и фторирование поверхностей.
После процедуры обязателен урок гигиены. Стоматолог покажет какими зубки стали аккуратными и расскажет, как правильно за ними ухаживать.
Детские мультики
Развивающий видеоурок от Пинги и Кроки:
Доктор Стоматолог расскажет одну очень интересную историю про зубки:
Ещё один познавательный мультик с канала Капуки:
Доктор Зубастик рекомендует
Приучайте ребёнка чистить зубы таким образом, чтобы процедура доставляла ему удовольствие, выглядела как игра. Всерьёз приступать нужно с 1–2 лет, не позже.
- Терпеливо и настойчиво прививайте малышу желание к чистке. Карапуз, который не испытывает при этом негативных эмоций, будет без боязни посещать в дальнейшем стоматолога.
- Не давайте детям пользоваться вашими средствами гигиены! Если детской пасты нет, лучше применять только щётку, смоченную в воде.
- Менять щётку каждые 3 месяца.
Осуществлять контроль состояния полости рта, посещая стоматолога, нужно с полутора лет.
Поделиться новостью в соцсетях
Метки: детям
Об авторе: Dr. ZubastikОбычно зубная боль начинает ослабевать уже по пути в поликлинику и окончательно проходит через 10 минут сидения в очереди на приём к стоматологу.
Читайте также
deti.medicalfirst.ru
Игротерапия в освоении детьми техники чистки зубов.
«Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» —
имитационная игра
(по освоению алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» с использованием моделей-заместителей)
Цель: Разучивание последовательности алгоритма чистки зубов и его закрепление.
Задачи:
1. Ознакомление с последовательностью алгоритма «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны».
2. Закрепление правильного держания детьми зубной щетки рукой при выполнении подметающих, скребущих, круговых и выметающих движений.
3. Показ на моделях-заместителях движений зубной щетки при выполнении подметающих, скребущих, круговых и выметающих движений.
4. Побуждать детей выполнять правильное число движений зубной щетки.
Предварительная работа:
1. Изготовление с детьми моделей-заместителей (2 шт.), («Веселый зубной поезд» — арттерапия, воспитатель самостоятельно обклеивает коробочки из-под сока или молока белой бумагой, а дети наклеивают их на лист картона друг за другом полукругом, как руд зубов, старшие дети могут обклеивать коробочки вместе с воспитателем).
2. Провести игротерапию – «Куда спрятался зайчик?», «Приклей кружок куда скажу» и музыкотерапию – «Я и солнышко» (музыкальная игра), на ориентацию детей в пространстве (вверх –вниз, справа – слева, справа вверху, слева вверху, справа внизу, слева внизу).
3. Знакомство с зубной щеткой («Мой друг – Зубная щетка» — беседотерапия),
4. Ознакомление детей с правильным держанием зубной щетки при движении в различных направлениях («Зубную щетку я не уроню, щетку ровненько держу» — имитационная игра).
5. Ознакомление детей с подметающими, скребущими, круговыми и выметающими движениями («Рисуем зубной щеткой» — изотерапия).
6. Ознакомление с числом движений зубной щетки («Считаю, пальцы загибаю», «Считаем до десяти» — пальчиковые игры, «Единица — озорница» — театротерапия по стихотворению В. Данько).
Комментарии к проведению игры:
Воспитатель показывает движения на моделях-заместителях, а дети с помощью зубных щеток показывают движения в воздухе.
Зубы белые нужны, зубы крепкие важны.
В красном домике уют, в красном домике живут, братья молочные, зубки прочные.
Каждый день по утру к ним подходят ко двору
Тюбик, паста в нем отменная, щётка длинная зубная, вся ворсистая такая.
Тюбик крышечку снимает, щётку пастой наполняет,
И звучит команда громко – раз – два, раз – два, зубы чистить нам пора!
Зубы выстроились в ряд, словно вышли на парад.
И зубная щётка ловка, как заботливая тётка, по зубам идет, идет, как по морю пароход.
Для начала, щётка внизу слева зубки подметет умело.
Чтобы зубки не болели подметает десять раз:
Раз, два – голова, три, четыре – ротик шире;
Пять, шесть – сила есть, семь, восемь – похлопать просим;
Девять, десять – чистим зубы вместе.
Щётка любит потрудиться и не думает лениться.
Нужно справой стороны зубы тоже подмести.
Десять раз туда – обратно, зубы справа все в порядке.
Раз, два, три, четыре, пять – зубы все перечитать;
Шесть, семь, восемь, девять, десять – чистим четче, чистим резче.
Вдруг раздался громкий – Ох! Сверху прячется микроб!
И как быстрая ракета, к нёбу взмоет непоседа.
Щётку кверху поднимай зубки чистить продолжай.
Щётку держим мы руками, кто угонится за нами?
Ну-ка щётка за работу, покажи свою охоту.
Чистим справа, но вверху, щётку правильно держу.
Кто там прячется от нас? Ну-ка поглядим сейчас!
Это шустрый микроб, уходи скорей дружок.
Подметаем мы по счету
Раз, два, три, четыре, пять — это нужная работа, зубы в чистоте держать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять – не спешить, не отставать, щетку ровненько держать.
И опять пора в дорогу, подмести нам надо много.
К зубкам левым вверху перейдем мы на ходу.
Где здесь рой микробный вьется, что среди зубов живет?
Значит надо не зевать, щёткой зубы подметать.
Раз, два – не ленись, три, четыре – улыбнись,
Пять, шесть – щетка есть, семь, восемь – лень отбросим,
Девять, десять – не зевай, зубки подметай.
Щётку вынимаем, зубы мы смыкаем.
Зубки ровненько стоят, чистыми быть они хотят.
Зубы передние вверху сверху вниз я поскребу.
Поднимаем щётку вверх, плавно опускаем вниз, ну, дружочек не ленись!
Сверху – вниз, сверху – вниз, чистить ты не торопись!
Раз, два, три, четыре, пять – будем весело считать;
Шесть, семь, восемь, девять, десять – зубки поскребем все вместе.
Чистим, чистим, долго чистим, ох, не легок этот путь.
Вот и до передних нижних зубов дочистили, скоро сможем отдохнуть!
Зубы передние внизу, тоже щёткой поскребу.
Будем чистить мы усердно, только все наоборот.
Снизу – вверх, снизу – вверх, выскребаем зубки.
Не ленись выскребать – раз, два, три, четыре, пять;
Шесть, семь, восемь, девять, десять – чистим резче, чистим вместе.
Все вокруг стараются, зубами занимаются.
Мы на зубки щётку ставим, начинаем ей вращать.
Щётка танец завела, движется по кругу, повороты посчитай, улыбнись друг другу.
Раз, два – красота, чистим зубы до бела,
Три, четыре, пять — щётку впереди держать,
Шесть, семь, восемь – лень отбросим,
Девять, десять – каждый день, чистить зубки нам не лень!
Только шустрый микроб за зубы спрятался дружок.
Но щётка, заботливая тётка, сумеет почистить зубки и с задней стороны.
Снова ротик открываем, щётку к нёбу поднимаем, щётку ставим за зубами.
Есть волшебное движенье, для микробов нет спасенья.
Начинает наша щётка выметать микробы ловко,
С поворотом — раз, два, три – не бездельничай, смотри!
Слева ставим за зубами и работать начинаем.
Раз, два, три, четыре, пять – зубы все пересчитать;
Шесть, семь, восемь – улыбнуться просим;
Девять, десять – не зевай, зубы чистить продолжай.
Справа ставим за зубами, наша щётка не зевает, всех микробов выметает!
Раз – микробов туча вьется, два – наша щётка не сдается,
Три – щётку ровненько держи, четыре, пять – не зевать,
Шесть, семь, восемь – улыбнуться просим,
Девять, десять – посмелей, ты микробов не жалей.
Щётку вниз мы опускаем, прячем щётку за зубами.
Прячем с правой стороны – щётку ровненько держи!
Будем зубки щекотать, и микробы выметать.
Не страшна зубам щекотка, им нужна пожёстче щётка.
Эту сложную работу тоже делаем по счету.
Раз, два, три, четыре, пять – рано я люблю вставать,
Шесть, семь, восемь, девять, десять – чистим зубки по порядку, словно делаем зарядку.
Это чьи мелькают пятки, кто играет с нами в прятки?
Прыг да скок, прыг да скок, уходи скорей микроб!
Щётка шагала за зубами, не споткнулась, не упала,
Закружилась, полетела и за зубки снова села.
Села слевой стороны, сзади микробов выметает, все движения считает.
Не забудьте с поворотом, ровно десять раз подряд.
Раз – микробы испугались, два – от щётки разбежались,
Три – щётка корпусом вращает, четыре — всех микробов выметает,
Пять – чистить продолжайте, снизу — вверх, снизу — вверх со счёта не сбивайтесь!
Шесть, семь, восемь, девять, десять – щёткой микробы выметай, и рукой ей помогай!
Снова вверх стремиться щётка
За передними зубами выметать микробы стала.
Выметает быстро, ловко, здесь видна уже сноровка.
Раз, два — чистить зубы нам пора, три, четыре, пять – будем, будем мы считать,
Шесть, семь, восемь – лень отбросим,
Девять, десять – красота, не зевай, все движенья выполняй!
К языку спустилась щётка, огляделась величаво,
За передними зубами, сзади чистить продолжает.
Повторяет упражненья, все знакомые движенья.
Раз, два, три, четыре, пять – прямо спинку держи и под ноги не смотри,
Шесть, семь, восемь, девять, десять – красота, от микробов не следа!
Спасибо тебе щётка, заботливая тётка.
Чтобы зубки не болели, как снежинки чтоб белели,
Чистить вкусной пастой надо зубки часто!
nsportal.ru
Алгоритм чистки зубов. Новополесский детский сад
Памятка по организации ежедневной чистки зубов у детей
Анализ стоматологического статуса детей младшего школьного возраста показывает неудовлетворительный индекс гигиены полости рта. Поступившие в школу 6-7-летние дети не владеют навыками самостоятельного гигиенического ухода за полостью рта. Наиболее практичным и эффективным способом профилактики болезней зубов и десен у детей является обучение их методу чистки зубов до уровня выработки стойких навыков.
Рекомендации:
- время чистки – после завтрака или обеда по возможностям учреждения образования;
- каждый ребенок должен иметь индивидуальный промаркированный стакан (кружку), лучше пластмассовый, в котором хранятся индивидуальная зубная щетка и зубная паста;
- все стаканы (кружки) хранятся на подносах в специально отведенном месте;
- индивидуальные средства гигиены не нуждаются в дополнительном обеззараживании;
- контролируемую чистку организует педагог.
К основным относят методы, которые могут быть рекомендованы взрослым (стандартный метод)и дошкольникам (метод Марталлера)
Стандартный метод чистки зубов
Этот метод признан наиболее полным и эффективным способом чистки зубов при помощи ручной щетки. Зубные дуги условно делят на относительно прямолинейные участки — сегменты, на которых возможен плоскостной контакт поверхностей нескольких рядом стоящих зубов с рабочим полем щетки. Щетку ставят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов 1 сегмента верхней челюсти и делают горизонтальные возвратно-поступательные движения. Выполнив 10 таких движений, также очищают вестибулярную поверхность нижней челюсти. Круговые движения Щетинки стоят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов C1 верхней челюсти. Щетка описывает круги на вестибулярных поверхностях С, верхней и нижней челюстей. Чтобы не повредить десневой край, усилия прикладывают при движении от десны к жевательной поверхности, а на встречной дуге щетка проходит без давления на зубы и десну. Выполнив вертикальные, горизонтальные и круговые движения на вестибулярных поверхностях зубов С, обеих челюстей, переставляют щетку на верхние зубы С2 и последовательно повторяют весь комплекс, и так далее — до С, включительно. Чистка оральных поверхностей Так же, как и при чистке вестибулярных поверхностей, выполняются вертикальные, горизонтальные и круговые движения на небных и язычных поверхностях С—С. Для того, чтобы обеспечить доступ головки щетки к очищаемой поверхности, ручка щетки часто занимает положение, близкое к вертикальному. Чистка жевательных поверхностей Горизонтальные движения. Щетку ставят на жевательную поверхность С, верхней челюсти, выполняют поступательные движения в горизонтальной плоскости в переднезаднем направлении; после 10 движений щетку переносят на жевательную поверхность С, нижней челюсти. Круговые движения выполняют из того же исходного положения на жевательных поверхностях С, верхней, а потом — нижней челюстей. Чередуя горизонтальные и круговые движения, очищают жевательные поверхности зубов в С2—С6.
Метод инструктирования дошкольников по методике чистки зубов щеткой
Метод, разработанный Марталером, представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптированный к психофизическим возможностямдетей. Учитывая то, что дети прикладывают к щетке максимум усилия на первом этапе чистки, автор предлагает начинать процедуру не с очищения вестибулярных поверхностей (дети, усердствуя, могут травмировать периодонт!), а с очищения жевательных поверхностей. Потом очищают вестибулярные и оральные поверхности. Очищение жевательных поверхностей Приоткрыв рот, щетку устанавливают на жевательную поверхность верхних зубов С делают 10 коротких энергичных горизонтальных поступательных движений в переднезаднем направлении и перемещают щетку по дуге верхней челюсти от С2 до С6. После этого ставят щетку на жевательную поверхность нижних зубов С6 и последовательно достигают С, нижней челюсти. Очищение вестибулярных поверхностей Зубы смыкают, щеки расслабляют так, чтобы головка щетки могла свободно перемещаться в преддверии полости рта. Щетку устанавливают перпендикулярно к вестибулярным поверхностям зубов С1 и делают вертикальные зигзагообразные движения (до 10 на одном сегменте), очищая одновременно зубы верхней и нижней челюсти и прилагая одинаковые усилия при движении вверх и вниз. Таким образом продвигаются до С6. Очищение оральных поверхностей Рот широко открывают, головку щетки ставят на небную поверхность верхних зубов С, ручка щетки при этом располагается почти вертикально. Короткими вертикальными движениями (до 10 движений с равным усилием при движении вверх и вниз на каждом сегменте) продвигаются по небным поверхностям зубов верхней челюсти от С1 до С6. Потом головку щетки ставят на язычную поверхность нижних зубов С6 (ручка при этом смотрит вверх) и таким же образом проходят до язычной поверхности нижних зубов от С6 до Сг.
Администрация и стоматологическое отделение учреждения здравоохранения
«8-я городская детская клиническая поликлиника»
np.schools.by
Алгоритм чистки зубов. Новополесский детский сад
Памятка по организации ежедневной чистки зубов у детей
Анализ стоматологического статуса детей младшего школьного возраста показывает неудовлетворительный индекс гигиены полости рта. Поступившие в школу 6-7-летние дети не владеют навыками самостоятельного гигиенического ухода за полостью рта. Наиболее практичным и эффективным способом профилактики болезней зубов и десен у детей является обучение их методу чистки зубов до уровня выработки стойких навыков.
Рекомендации:
- время чистки – после завтрака или обеда по возможностям учреждения образования;
- каждый ребенок должен иметь индивидуальный промаркированный стакан (кружку), лучше пластмассовый, в котором хранятся индивидуальная зубная щетка и зубная паста;
- все стаканы (кружки) хранятся на подносах в специально отведенном месте;
- индивидуальные средства гигиены не нуждаются в дополнительном обеззараживании;
- контролируемую чистку организует педагог.
К основным относят методы, которые могут быть рекомендованы взрослым (стандартный метод)и дошкольникам (метод Марталлера)
Стандартный метод чистки зубов
Этот метод признан наиболее полным и эффективным способом чистки зубов при помощи ручной щетки. Зубные дуги условно делят на относительно прямолинейные участки — сегменты, на которых возможен плоскостной контакт поверхностей нескольких рядом стоящих зубов с рабочим полем щетки. Щетку ставят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов 1 сегмента верхней челюсти и делают горизонтальные возвратно-поступательные движения. Выполнив 10 таких движений, также очищают вестибулярную поверхность нижней челюсти. Круговые движения Щетинки стоят перпендикулярно вестибулярной поверхности зубов C1 верхней челюсти. Щетка описывает круги на вестибулярных поверхностях С, верхней и нижней челюстей. Чтобы не повредить десневой край, усилия прикладывают при движении от десны к жевательной поверхности, а на встречной дуге щетка проходит без давления на зубы и десну. Выполнив вертикальные, горизонтальные и круговые движения на вестибулярных поверхностях зубов С, обеих челюстей, переставляют щетку на верхние зубы С2 и последовательно повторяют весь комплекс, и так далее — до С, включительно. Чистка оральных поверхностей Так же, как и при чистке вестибулярных поверхностей, выполняются вертикальные, горизонтальные и круговые движения на небных и язычных поверхностях С—С. Для того, чтобы обеспечить доступ головки щетки к очищаемой поверхности, ручка щетки часто занимает положение, близкое к вертикальному. Чистка жевательных поверхностей Горизонтальные движения. Щетку ставят на жевательную поверхность С, верхней челюсти, выполняют поступательные движения в горизонтальной плоскости в переднезаднем направлении; после 10 движений щетку переносят на жевательную поверхность С, нижней челюсти. Круговые движения выполняют из того же исходного положения на жевательных поверхностях С, верхней, а потом — нижней челюстей. Чередуя горизонтальные и круговые движения, очищают жевательные поверхности зубов в С2—С6.
Метод инструктирования дошкольников по методике чистки зубов щеткой
Метод, разработанный Марталером, представляет собой упрощенный вариант стандартного метода, адаптированный к психофизическим возможностямдетей. Учитывая то, что дети прикладывают к щетке максимум усилия на первом этапе чистки, автор предлагает начинать процедуру не с очищения вестибулярных поверхностей (дети, усердствуя, могут травмировать периодонт!), а с очищения жевательных поверхностей. Потом очищают вестибулярные и оральные поверхности. Очищение жевательных поверхностей Приоткрыв рот, щетку устанавливают на жевательную поверхность верхних зубов С делают 10 коротких энергичных горизонтальных поступательных движений в переднезаднем направлении и перемещают щетку по дуге верхней челюсти от С2 до С6. После этого ставят щетку на жевательную поверхность нижних зубов С6 и последовательно достигают С, нижней челюсти. Очищение вестибулярных поверхностей Зубы смыкают, щеки расслабляют так, чтобы головка щетки могла свободно перемещаться в преддверии полости рта. Щетку устанавливают перпендикулярно к вестибулярным поверхностям зубов С1 и делают вертикальные зигзагообразные движения (до 10 на одном сегменте), очищая одновременно зубы верхней и нижней челюсти и прилагая одинаковые усилия при движении вверх и вниз. Таким образом продвигаются до С6. Очищение оральных поверхностей Рот широко открывают, головку щетки ставят на небную поверхность верхних зубов С, ручка щетки при этом располагается почти вертикально. Короткими вертикальными движениями (до 10 движений с равным усилием при движении вверх и вниз на каждом сегменте) продвигаются по небным поверхностям зубов верхней челюсти от С1 до С6. Потом головку щетки ставят на язычную поверхность нижних зубов С6 (ручка при этом смотрит вверх) и таким же образом проходят до язычной поверхности нижних зубов от С6 до Сг.
Администрация и стоматологическое отделение учреждения здравоохранения
«8-я городская детская клиническая поликлиника»
np.schools.by